Есть ли будущее у села Макарово? (Виктория Макарова, 8 лет)

В начале учебного года меня заинтересовала одна тема: история села Макарово. Потому что моя фамилия – Макарова. Мне сразу же захотелось узнать, может быть, и мои родственники когда-то очень давно могли жить в этом селе. Маме с папой это тоже стало интересно.

 И вот как-то осенним солнечным утром мы всей семьей отправились в путь. Не забыли взять с собой диктофон, фотоаппарат и, конечно, незаменимые ручку с блокнотом. Несколько часов в дороге пролетели незаметно. Наконец – указатель: «Село Макарово».

 При въезде мы увидели Обелиск. Позже мы узнали, что его поставил бывший председатель Алексеев В.А.(1931г.р.). Рядом с Обелиском стоял дом. И мы решили начать опрос именно с его жителей. Как оказалось, в нем-то и жила самая старенькая бабушка села Макарово. Это Авдотья Кадулина (Киргизова), 1918 г.р. В свои 93 года она уже ослепла, но многое нам рассказала о себе, селе и церкви «Святого Архистратига Михаила», которая была построена и освещена в 1868 году. По воспоминаниям бабушки Авдотьи в храме служили священник и причетник с жалованием в то время 184 рубля. Прихожанами были купцы, государственные крестьяне из мордвы и чувашей, отставные солдаты… В самом селе Макарово было тогда 1322 мужчин, 1412 женщин. Мы этому очень удивились. Ведь при въезде в село нас поразила как раз его бедность, запущенность… И домов очень мало… Куда же все делось?!

 Из рассказа бабушки Авдотьи мы узнали много интересного. Живет она сейчас со своей снохой Ниной Гавриловой. Тетя Нина помогала нам понять, о чем говорила бабушка, потому что говорила она иногда на мордовском языке, часто добавляла и что-то свое.

В основном они рассказывали о церкви.

Михайло-Архангельская церковь была деревянной, с деревянным крыльцом. К крыльцу вела каменная дорожка, а вокруг трава, березы росли. За церковью были похоронены священники. На захоронениях стояли железные кресты. Служба велась на русском языке. В церковь приходили и из соседних деревень: Алешкино, Месели, Сахановка.

 «Вначале в 1868 году была построена маленькая церковь,– продолжала вспоминать бабушка Авдотья, – затем она была расширена из-за количества прихожан. У церкви имелось 4 главы (2 большие и 2 маленькие) и 10 колоколов. Был купол фиолетового цвета. Церковь располагалась вдоль улицы Центральная. В ширину 8-10 метров, в длину 20-25 метров. Вокруг нее были кирпичные столбы с железной оградой и решетчатые ворота».

Еще мы узнали, что на том месте, где сейчас находится дом бабушки Авдотьи, находилась когда-то земская школа. В селе было много ребятишек. Это сейчас вокруг пусто и тихо, школы нет. А детей осталось в селе всего четверо! Представляете! И ходят они в школу за девять километров.

 Поблагодарив бабушек, мы сделали фото на память и отправились в следующий дом.

 Вот мы уже у дома Кузнецовой Ульяны Никитичны (1925 г.р.). Бабушка Ульяна немного повспоминала свое детство. Затем подсказала тех людей, которые могли нам кое-что рассказать и про село.

 И вот мы уже на пути к дому Пузыревой Марии Петровны (1928 г.р.). Вот что вспомнила и поведала нам она: «Раньше дорога в деревню шла через поле. Протекала речка Ямбуляк, потом ее запрудили, и появился пруд. Дорога стала проходить через дамбу. Сама речка почти пересохла, но родники до сих пор бьют. Еще было большое озеро, где купали лошадей. Сейчас там яма. Все здесь приходит в запустение» — сетует она.

 На месте клуба сейчас пилорама. И когда бабушка Маша провожала нас, мы увидели, как из бывшей пилорамы выглядывали овечки. «Они там пляшут» – пошутила она.

 В селе сейчас нет ни церкви, ни часовни. В настоящее время молодежь там веселится и пьет пиво. И не все знают, что это святое место… Неужели им все равно?

 В следующем доме жила мать-героиня Абрамова Вера Александровна (1921 г.р.), вырастившая 10 детей. Теперь она уже совсем старенькая, дети выросли и разъехались.

Вера Александровна вспомнила, что в селе была больница (амбулатория и стационар) из сосновых бревен. А сейчас остался только медпункт.

 Многие жители села в разговоре с нами очень тепло, по-доброму вспоминали врача Макаровской участковой больницы Марьям Резяпову: «Больница обслуживала 55 населенных пунктов в радиусе 30 км с численностью населения 25800 человек. Кроме нее, в больнице работали один фельдшер и одна акушерка». По документам мы узнали, что Марьям-тутакай, так звали ее в народе, за свою жизнь приняла больше восьмисот родов, вылечила около 20 000 больных…

Вера Александровна рассказала нам: «Во время гражданской войны Марьям-тутакай лечила сначала красноармейцев, а затем — белых. Белогвардейская разведка арестовала ее и приговорила к расстрелу. Лечила, мол, врагов. Повели Марьям в сторону маленького кладбища. А мимо на лошади проезжал офицер. Марьям хоть и мала ростом была, но красоты удивительной. Повелел полковник остановить исполнение приговора, забрал ее с собой, а, познакомившись, предложил ей руку и сердце. Пока спасенная оттягивала решение, пришли красные, белых прогнали, и вернулась Марьям в родную больницу. В 1946 году она умерла. Похоронили ее недалеко от д. Тукай на территории пасеки».

 Но в 80-е гг. больницу разобрали. Некому стало лечить людей. Да и некого лечить. Жителей все меньше и меньше. Село приходило в упадок.

 Следующую жительницу села Макарово, с которой мы познакомились, звали Дрыгина Наталья Егоровна (1925 г.р.). Она была очень разговорчива. Встретила нас приветливо, с удовольствием беседовала. Именно она рассказала нам одну из версий, от чего произошло название села Макарово: «Жили два человека – Макар и Наум. Наум переселился, и стала его деревня называться Наумкино, а наша – Макарово. Село мордовское. Сначала было 360 дворов, а теперь осталось около ста.

 У улиц раньше не было названий, их обозначали так: Веряпэ (верхняя улица), Удалопэ (задняя улица), Калмыпэ (кладбищенский переулок), проулок Жиганпэ (жил такой жиган),

Нучаты (в честь семейства Нуйкиных). На краю села была Гордеевка (Там жил Гордей).

Окружение села называют так: Матрянь Боляна (Матрянена поляна), Пештиколка (ореховая роща), Аллаколка (ельник), Мурзабанда (овраг и пригорок), Балыкля колка (маленький лес), Калмылей (кладбищенская речка)… Соседние деревни: Месели, Ташлыкуль, Пестровка (Там находилось имение Аксаковых), Ишпарсово, Утаркуль (по башкирски «хутор»), деревня Сахановка (там валяли валенки), Соловьевка (в настоящее время всего 2-3 двора), маленькая деревня Алешкино (раньше село Верхние Починки)…

На пути к дому Андямовой (Нуйкиной) Татьяны Фроловны (1926 г.р.) мы решили перекусить. И какого было наше удивление: оказывается, в селе нет ни одного магазина.

Последний, и тот был разрушен и разобран. Но мы все же покушали, так как взяли еду с собой. Набравшись сил, мы подошли к дому Татьяны Фроловны.

По словам бабы Тани, ей было 11 лет, когда рушили церковь. Это было 17 ноября. Накануне ночью арестовали батюшку Макарова и еще троих, кто с ним служил. Их звали Даниил, Иван и Андрей. Они сами пошли на смерть за батюшкой, хотя у них остались семьи. Баба Таня рассказала нам, как иконы бросали и топтали, рубили кресты. Башни церкви пилили и ломали трактором. Народ плакал. Некоторые иконы спасли и, по словам, отдали в Стерлитамак. Был такой служащий Леонтий, который смог убежать, а потом, когда все утихло, через пару месяцев, вернулся в село.

 Председатель села, Губернаторов Андрей Тимофеевич, который ломал церковь, как и все остальные, кто в этом участвовал, погиб на войне.

Раньше в селе Макарово отмечали Михайлов престольный день. Также всем селом встречали и провожали Табынскую икону. Возили ее на тройках лошадей, заходили в каждый двор и приглашали. Но в деревню Наумкино не ходили, говорят, сами лошади не желали идти… Одним из ярких праздников была Троица. Люди одевались в белое и гуляли. Многие оставались ночевать прямо на святынях. На Пасху и на Рождество тоже собирались с ближних деревень. Если долго была засуха, ходили крестным ходом с иконами, просили дождя. Сейчас, по словам старожилов, в праздники тоже ходят с иконами. То есть, как рассказывают бабушки, старые традиции, обычаи возрождаются.

 Затем баба Таня повела нас к тому месту, где раньше стояла церковь. Вместе с тетей Ниной Гавриловой и еще одной бабушкой они вспоминали точное место нахождения церкви.

Солнышко уже заходило за горизонт. И нам нужно было отправляться домой, хоть и не очень хотелось уезжать из гостеприимного села Макарово.

Жители деревни принимали нас хорошо. Показывали дом, с гордостью беседовали с нами. Казалось, бабушки ждали от нашего приезда какого-то чуда. Они просили помочь с магазином, восстановить его. Мы же, в свою очередь, предложили им всем селом на пустом святом месте поставить часовню. Чтобы люди чаще посещали Святыню.

И я уверена, что жизнь в селе Макарово начнет улучшаться. Попрощавшись со всеми, мы сели в машину и поехали домой. 

Виктория Макарова, 8 лет Уфа, СОШ 26

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.