ДУША ЖЕЛЕЗЯКИ

Ведущий “Оч.умелых ручек” в диалогах о трудовом воспитании

Нет человека, который бы не слышал поговорки: “Кто не работает, тот не ест” или “Делу время, потехе час”. В повседневной жизни взрослых они понятны и не вызывают споров. Однако зачастую ребенок формируется не только народной мудростью. С одной стороны он впитывает лозунги массовой культуры: “Бери от жизни все”, “Мы сделаем это за вас” и тому подобное.

С другой – родители стараются оградить детей от бытовых трудностей, чтобы освободить их время для дополнительных занятий с репетитором или посещения спортивной секции. Действительно, техника становится более совершенной, существует множество фирм, готовых сделать за вас любую работу, от ремонта квартиры до ежедневной уборки или приготовления обеда. Так зачем ребенку тратить время, которого и так катастрофически не хватает? И так ли уж нужно современным детям трудовое воспитание?Во все времена самыми популярными разделами газет, журналов и телепередач были всевозможные “практические советы”. Однако, все это было для взрослых. “Оч.умелые ручки” смотрят и дети, и их родители.На протяжении почти пятнадцати лет интерес к программе не падает. Что же думает о воспитании и взаимопонимании Андрей БАХМЕТЬЕВ?

Андрей Александрович БАХМЕТЬЕВ родился в Москве 18 мая 1960 года. Окончил школу, потом Московский энергетический институт, получил специальность “инженер-электрик”. До 1999 года работал по специальности и преподавал в родном институте. Еще в советские времена получил несколько авторских свидетельств. Работал в издательстве, выпускающем техническую литературу. С 1992 года – ведущий телевизионного проекта “Пока все дома”. Его “Оч.умелые ручки” – практическое наглядное пособие для тех, кто умеет и любит мастерить и давать новую жизнь привычным предметам. Женат, отец двоих детей.

– Андрей, с чего начались “Оч.умелые ручки”?

– Рубрика стала выходить в эфир в 1992 году. Сейчас об этом уже как-то забыли, но тогда о нынешнем московском и “крупногородском” изобилии даже не мечтали – везде были пустые прилавки. Поэтому наши рецепты имели вполне прикладной характер и не казались такими уж бессмысленными. Правда, на первых порах не обходилось без сложностей. Например, когда я предложил разрезать пластиковую бутылку, мне сказали, что народ не поймет, если мы будем в эфире портить хорошую вещь. Конечно, времена меняются, но в деревнях, небольших населенных пунктах, на дачах, наши советы до сих пор актуальны. К тому же, наша рубрика позволяет расширить аудиторию программы за счет детей и части мужского населения, которым просто нравится что-нибудь мастерить своими руками.

– Но сейчас в магазинах можно купить практически все, что угодно. Зачем современному ребенку мастерить что-то из пластмассовых футляров из под “Киндер-сюрпризов”, шнурков и бутылок, когда есть “Лего”?

– Помню, в 1993 году одна корреспондентка ехидным голосом задала мне такой вопрос: “А вам не кажется, что в цивилизованных странах все это выбрасывается на помойку, и люди просто идут в магазин и покупают что им нужно?!”. Ответ и тогда, и сегодня один: «А Вы не задумывались, откуда это “все” берется в магазинах? Кто все это придумывает, разрабатывает, производит? Не те ли мальчики и девочки, которые привыкли принимать нестандартные решения в стандартных ситуациях?». Утилитарное применение наших “изобретений” вовсе не главное. Здесь и технический юмор, и элементы шоу, и даже основы дизайна. Не зря же ряд глав из книги “Оч.умелые ручки”, которая вышла в 1997 году, были переведены на английский язык и вошли в курс “Основы дизайна” в некоторых школах США. А уж там-то с магазинами вообще проблем нет. Приведу еще один пример: в современной Японии бригада по прокладке высоковольтных линий в горах сделала из пластиковых бутылок ракету на пневматической тяге, и с ее помощью строители перебрасывали провода через горные ущелья. Экономия – два миллиона долларов. Хотя можно было, конечно, и по магазинам было походить или заказать ракету в НАСА.

Дело в том, что когда вы делаете что-то своими руками, вы самовыражаетесь, получаете основы различных ремесел и вкладываете свою душу в это изделие. Обратите внимание – ребенок может несколько лет играть с “железякой”, найденной на помойке и слегка им доработанной, а самой современной игрушкой насытится всего за несколько часов, а иногда и минут. Да и купить заводскую штамповку в магазине каждый может, большого ума не надо, а вот такая “железяка” или “деревяшка” – только у тебя. И неважно, из чего ее мастерить, важен сам процесс – созидания, а не разрушения. Поэтому уроки труда, именно труда, а не шопинга, занимают почетное место во всех учебных программах развитых стран.

– Но, наверное, не всякая мама обрадуется, если ребенок начнет таскать с улицы разный “хлам”, загромождать им квартиру и тратить время на возню с ним, а не на дополнительные занятия английским языком. Да и пригодятся ли ему в дальнейшей жизни все эти навыки?

– Конечно. Ведь человек не будет бояться сделать то, что до него никто не делал. Это называется изобретательство, оригинальность мышления, творчество. Знаете, как назвали в позапрошлом веке члены ученого совета первый телефон, который представили на их рассмотрение? “Бесполезной и бесперспективной игрушкой”. Вот как! Но время все расставляет по своим местам, и спустя несколько лет американец Белл довел это дело до конца. Понятно, что не все к этому предрасположены, как не у всех есть музыкальный слух или математические способности. Но я самодельные приспособления видел во всех уголках нашей страны и за рубежом. Причем люди показывают свои придумки с нескрываемой гордостью. Вот вам еще один случай из реальной жизни. Семья возвращается из Питера в Москву на машине. Где-то на середине пути вылетевший из-под колес впереди идущего грузовика булыжник разбивает лобовое стекло автомобиля. Что делать? Искать магазин или автосервис? И тут они вспоминают, что в нашей рубрике мы показывали, как изготовить защитные очки из пластиковой бутылки. Они делают себе такие очки и продолжают путь. Ну, а в Москве уже, конечно, были и магазин, и автосервис. И рассказывали они нам об этом с благодарностью.

– А что за конструктор “Знаток” Вы придумали?

– Там основная идея – применение платяных металлических кнопок в качестве электрических соединений. То есть те самые “кнопки”, которые стоят на вашей зимней куртке, выполняют функцию фиксации деталей и проводника электрического тока. И пусть кто-нибудь скажет: “Но так же никто не делает!”. А теперь делают! На сайте www.znatokonline.ru есть достаточно подробная информация не только о конструкторе, но и о другой продукции этой марки, предназначенной для образования детей. А мысль приобщить этот конструктор к школьной программе пришла в голову после того, как в учебнике физики своего сына я случайно прочитал, что напряжение питания сети у нас 127 вольт, и не нашел ни одного упоминания о современных осветительных приборах, например, светодиодах. Получается, дети каждый день сталкиваются со светодиодами, мобильными телефонами, современными автомобилями, жидкокристаллическими телевизорами, а когда они приходят в школу, им рассказывают про физику позапрошлого века. Мне тоже было бы неинтересно. Вот, например, в Париже есть технический музей “Ла Вильетт”, в котором все можно трогать руками и даже делать какие-то опыты. Кстати, такие музеи есть во всех развитых странах, не только во Франции. Там не только можно, но и нужно трогать и делать. Меня это привело в полный восторг. Нечто подобное есть и у нас в московском Политехническом музее, но не тот размах и не такое разнообразие. Например, вы смотрите в специальный окуляр и видите увеличенное отражение своего глаза. Самостоятельно плавно меняя освещенность, вы воочию наблюдаете, как ваш зрачок превращается в точку, когда свет ярок, и, наоборот, расширяется при уменьшении освещенности. Просто, наглядно, запоминается. И таких “экспонатов” там сотни.

– Сколько лет было Вашим детям, когда Ваши “Оч.умелые ручки” впервые вышли в эфир, смотрели ли они их тогда и смотрят ли сейчас?

– Ксене было семь лет, Диме два года. Сейчас, соответственно, двадцать один год и шестнадцать лет.

Иногда смотрели. Но особой необходимости в этом не было, они все это видели “живьем” задолго до эфира. “Лаборатория” же находится у меня на кухне до сих пор.

– У Вас есть собственный “метод” воспитания детей?

– Я отношусь к детям без всяких сантиментов, как к взрослым людям, без сюсюканья и прочего унижения человеческого достоинства. Единственное, на что делаю поправку – это на физически еще не окрепший организм и полное отсутствие жизненного опыта. И странно получается, я к детям отношусь внешне холодно, а они ко мне тянутся.

 

– Как Вы думаете, почему?

– Мне кажется, они чувствуют, что в них видят личность. Им хочется быть взрослыми, а я так на них и смотрю. Помню, когда сын со слезами на глазах и со словами: “Я никогда не научусь их завязывать!”, – отбрасывал концы шнурков на своих ботинках, и я завязывал их сам, но при этом говорил: “Запомни свои слова, и поверь, наступит момент, когда ты будешь завязывать шнурки, не задумываясь, даже с закрытыми глазами”. Такая же ситуация повторилась и с обучением езде на велосипеде. И несколько раз, когда сын был уже намного старше, и у него чего-то не получалось, я ему напоминал случаи со шнурками и велосипедом. Помогало. А недавно я был свидетелем совершенно противоположной истории. Мы были с ним в санатории, и к нам за столик посадили маму и сына лет двенадцати. Типичнейшая картина: сын отказывался есть, а мама его “обламывала” – шантажировала, ставила всякие условия, пугала, то есть делала обычные бабские глупости. Причем было видно, что парень все эти угрозы слышит уже не в первый раз и совершенно не воспринимает их всерьез. Более того, он уверен, что после “неудавшегося” обеда мама купит ему что-нибудь повкуснее этой столовской еды. Мне было неудобно встревать в их битву, и хорошо, что на следующий день их перевели в другую смену, а то мог не сдержаться и рассказал бы мамаше один случай. Однажды, когда детей не было дома, мы вдвоем с женой сидели на кухне. Я ей предложил вместе поесть, она сказала, что не хочет. Я начал настаивать: “Съешь… – Не хочу… – А вот это… – Не хочу… – А вот это…”. В конце концов, она “взорвалась” и высказала сомнение в моем психическом здоровье. Тогда я ей сказал: “Вот ты не хочешь, и я тебя заставить не могу, а почему детей заставляешь есть, когда они не хотят!? Ведь я просто повторил твой диалог с детьми, но на месте детей была ты, и тебе это страшно не понравилось”. Вы думаете, помогло? Нет. Эти пищевые уговоры продолжаются до сих пор. То есть мама, пользуясь зависимостью ребенка, навязывает ему свою волю. Вот такие “методы” для меня неприемлемы.

А вообще у меня один главный метод воспитания детей – молчаливый личный пример. Хотя есть какие-то вещи, которые я стараюсь до них донести. В моем детстве Библия была недоступна, но одно правило было вложено мне в голову Богом однозначно – не сотвори себе кумира. Для меня не существовало и сейчас не существует “кумиров”. С огромным уважением отношусь ко многим людям, но разряда кумиров в моем жизненном каталоге нет. Перед Богом все равны – этой истине много веков. Ее я и пытаюсь привить детям, и не только своим. А по прошествии многих лет взял на себя смелость даже дополнить эту заповедь: “Не сотвори из себя кумира”. Многие люди, теша свою гордыню, готовы приписывать тебе качества и свойства, которыми ты не обладаешь. Но правда все равно всплывет, а обманывая себя и других, ты подставляешься. Донести это до детей очень тяжело. И взрослые-то часто этого не понимают.

 

– Как вы относитесь к детскому увлечению компьютерами?

– В 2001 году мне позвонили из Рамблера, где я был признан человеком года в разделе “Увлечения и хобби”. Они попросили написать несколько слов об интернете. И я написал: “В интернете нельзя вырастить хлеб, построить дом, посадить дерево, родить ребенка, но всему этому он может очень поспособствовать. Я сам активно пользуюсь интернетом, но своих детей к нему пока не допускаю. Пусть учатся общаться с людьми вживую”. С тех пор прошло пять лет – сейчас уже допускаю, но только для дела, никаких “форумов” и “чатов”. Сам я в юности занимался и борьбой, и каратэ, постоянно играл в футбол, хоккей, есть какие-то грамоты за шахматы и пинг-понг. К сожалению, нашим детям больше нравится виртуальный спорт. Меня это раздражает, и своих детей я просто выгоняю на улицу, чтобы они двигались.

Вообще здесь, как и во всем, есть хорошая сторона и плохая. На мой взгляд, хорошо, что интернет дает понимание, зачем нужно знать иностранные языки, сокращает расстояние и время. Дает больше свежей и разносторонней информации. Вы имеете доступ к библиотекам, расположенным за тысячи километров, или к раритетным книгам с ограниченным доступом. Расширяются формы общения людей, особенно тех, которые волею судеб разнесены по миру. Мне нравится возможность быстрой передачи фотографий, копий документов. Это очень актуально для людей, чьи возможности перемещения ограничены. Интернет создает дополнительные удобства – заказ билетов, прогноз погоды в любой точке мира и так далее. Интернет-магазины – это тоже иногда очень удобно, особенно когда болеешь. Но покупать что-то, ориентируясь только на картинку с сайта, не рекомендую. Лучше сначала посмотреть это все в настоящем магазине, хотя и это может не спасти. Однажды я заказал жене в подарок на день свадьбы электроплиту. Привезли. Не ту, не за те деньги (естественно, дороже) и с другими документами. А стол уже накрыт, свечи горят, и жена выходит из лифта. Ну, не оставлять же человека без желанного подарка. Но желание вернуть все назад было очень сильное.

А что, на мой взгляд, плохо, так это то, что люди начинают надеяться только на информацию, полученную из интернета, а она там далеко не полная и грешит неточностями. В книжках достовернее. Но копаться в них, конечно, дольше и скучнее. Я искренне убежден, что дети должны учиться общаться между собой, глядя друг другу в глаза – зеркало души. А не торопливо набивать примитивные фразы и отправлять их, даже не перечитав. В чате или на форуме можно совершенно безнаказанно обидеть, оскорбить человека. А безнаказанность – это искушение. Интернет в этом смысле соблазняет на всякие гадости. Человек чувствует безнаказанность и привыкает, а потом, когда сталкивается с реальной жизнью, может очень больно получить по лицу за то, что в интернете проходило совершенно спокойно.

Также велик соблазн воспользоваться чужими трудами, скачивая рефераты, сочинения, “решебники”. Я согласен с тем, что система образования несовершенна, и некоторые темы, которые проходят в школе, неинтересны. Но что-то толковое из человека может получиться только через труд. Свой труд.

Ну и кроме того, в интернете много картинок и информации, которая может здорово травмировать неокрепшую душу, особенно детскую. На телевидении есть какая-никакая цензура, а вот в интернете полный произвол. К тому же не ограничен доступ людей с явно нарушенной психикой. Плохо, что интернет дает несанкционированный доступ к твоей личной жизни, твоим мыслям – я имею в виду несанкционированный взлом твоего компьютера. Не говоря уже о финансовом ущербе – и частным лицам, и государствам (взлом банковских счетов, кредиток, баз данных и прочее).

Но самое страшное, люди становятся зависимыми от интернета, а любая зависимость – это плохо. Одним словом – паутина.

– Вы бы хотели, чтобы Ваши дети пошли по Вашим стопам, что-то им советуете?

– Родители совершают большую ошибку, думая, что детей будет интересовать то же самое, что интересует их самих. Хотя гены и личный пример имеют большое значение. Нравится обычно то, что получается лучше, чем у других, то есть дает тебе возможность выделиться. И если родители с детства привлекали ребенка к своей работе, ну например, если они работники цирка, то вероятность того, что ребенок пойдет по их стопам, увеличивается. Хотя есть и противоположные примеры – Леонардо да Винчи был сыном нотариуса, Шекспир, Спиноза, Рембрандт – детьми ремесленников или купцов. Вот пример из моей собственной жизни: я на руку правша, а на ногу – левша, а мой сын “обоюдорукий”, бьет и кидает правой, а пишет и рисует левой, а на ногу правша. У него совсем другие связи между полушариями мозга. Как же я могу решать его судьбу, если он видит, слышит, воспринимает все иначе, чем я? Единственное, что в моих силах, это воспитывать их, в первую очередь на личном примере, согласно законам, выработанным человечеством за тысячелетия: не укради, не убий и так далее. Чтобы жили по заповедям Христовым. А еще я пытаюсь привить им любовь к спорту, воспитать адекватное отношение к алкоголю, нетерпимое отношение к курению и наркотикам. А остальная ерунда – во что одеваются, какие оценки приносят из школы и из института – меня не очень волнует. То есть я в курсе, но не напрягаюсь по этому поводу, потому что это в жизни не главное. Я всегда вспоминаю свою бабушку, родившуюся в 1892 году, получившую образование в церковно-приходской школе, всю жизнь работавшую и не укравшую ни копейки, которую я всегда считал интеллигентным человеком за ее спокойствие, любовь к людям, тягу к самообразованию. У нее было семеро детей. Шестерых она пережила – осталась только моя мама. Она пережила четыре войны: Русско-японскую, Первую мировую, Гражданскую, Великую Отечественную. Во время последней, когда эвакуировались, потеряла все документы и пропал весь ее трудовой стаж, а она была и председателем колхоза, и крымские земли осваивала, и на армию работала… В общем, государство пенсию ей платить не стало, и она с этим смирилась – стала заниматься воспитанием внуков, в том числе и моим. И с врожденным пороком сердца прожила до девяноста шести лет. Я ни разу не слышал, чтобы она сетовала на свою судьбу. А умерла на кухне, скоропостижно, когда готовила обед на всю нашу семью. Я ее очень хорошо помню – когда она умерла, мне было уже восемнадцать лет. Помню, как во дворе она читала газеты другим бабкам, гоняла пацанов, обдирающих сирень. Особенно запомнилась картинка, когда бабуля, купив огромный арбуз, который ей был по колено и поднять который она не могла, катила его перед собой по асфальту от магазина до дома.

Конечно, дети, сколько бы им ни было лет, для своих родителей всегда остаются детьми, даже когда у этих “детей” уже есть внуки. И родительские советы преследуют детей до самой смерти родителей. Я для себя это сформулировал так: “К сожалению, дети начинают понимать своих родителей только после того, как перестают понимать своих детей”.

Комментарии родителей:

Юлия Кириллова:

Испачкался — ничего страшного!

 

 

 Я считаю, что детей с самого раннего возраста необходимо приучать к труду. Если мальчик с детства начинает помогать маме, он будет понимать, что ей иногда бывает тяжело, что она нуждается в его поддержке. Тем самым у него воспитывается уважение не только к своей маме, но и к женщине вообще. А когда у ребенка есть свои обязанности по дому, это учит его уважать труд – и чужой, и собственный.

Если мой сын Никита проявлял какую-то инициативу, я ее никогда не подавляла. Например, я готовлю сырники или пеку пироги, ему это интересно, он любит повозиться с тестом, с мукой. Хочет – пожалуйста. Пусть испачкается – ничего страшного. И мы с ним вместе готовим: он тоже что-то лепит. Но он не просто балуется. После того, как он эти сырники слепил – пусть криво – я их обязательно жарю, и он видит конечный результат своего труда. Он видит, что он это сам приготовил, и мы всей семьей это едим, и это вкусно.

И меня родители никогда не останавливали, если я что-то хотела сделать. Например, мне в детстве нравилось… колотить. И отец сидел со мной, и мы делали стульчики для куколок, столики, кроватку. Он даже купил мне маленький молоточек. Я считаю, что ребенку нужны не только “утилитарные” навыки. Взять к примеру те же “Оч.умелые ручки”. Пусть ребенок никогда не использует это в жизни, но он может почерпнуть из этих занятий полезный навык или интересную идею. А это развивает фантазию. И пластиковая бутылка для него уже не только сосуд для воды, но и материал, из которого можно сделать и очки, и горшочек для цветка. Вообще мой Никита любит, когда он что-то делает и видит конечный результат своего труда. И я считаю, что если ребенок проявляет интерес к какому-то труду, нельзя его останавливать. Пусть даже он сделает это не так хорошо, как нам хотелось бы, но он сделает это сам и будет после этого себя уважать.

Наталья Пушкарева:

Мой ребенок должен уметь всё!

Я считаю, что детям нужно трудовое воспитание. Конечно, у нас очень благоустроенный быт, и все продается в магазинах. Но жизнь складывается так, что финансовое благополучие бывает не всегда. Не всегда можно заплатить, чтобы кто-то пришел и вбил за тебя этот несчастный гвоздь. И потом я считаю, что психологически человек чувствует себя более уверенно, когда он многое умеет делать сам. Жизнь штука сложная. Дай Бог, чтобы эти умения не приходилось слишком часто применять, но как мама я считаю, что мой ребенок должен уметь все.

Мы с Машей начинали с мытья посуды, потому что первое, что нравится детям – это вода. Конечно, поначалу после этого приходилось мыть и ее саму, и всю кухню. То же самое было и со стиркой. Конечно, есть стиральная машина-автомат. Но в жизни может возникнуть ситуация, когда ее не будет под рукой.

Mне очень нравится передача “Оч.умелые ручки”. Они предлагают делать полезные вещи из того, чего не жалко. Получилось – хорошо, не получилось – ничего страшного, пусть ребенок экспериментирует. Это умение может помочь в жизни. Однажды я была в гостях в деревне, и там не оказалось мыльницы для уличного умывальника. Магазина рядом не было, зато была пустая пластиковая бутылка. И хозяин дома быстро соорудил из нее мыльницу. Подскажите разумному человеку направление мысли, и он сам до всего дойдет.

Моя Маша, кстати, больше любит отвертку, чем иглу для вышивания. У нас был такой случай. Летом была жара, и мы купили вентилятор. Дочка посмотрела инструкцию, взяла отвертку и сама его собрала. Он благополучно проработал все лето, а потом она так же спокойно его разобрала и сложила в коробку. Главное в этом, я думаю, то, что она не стала ждать, когда кто-то придет и сделает. Это важно.

 

 

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (2 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.