Донат МОСКАЛЕВ: МУСКУЛИСТОЕ ПРАВОСЛАВИЕ: УКРЕПЛЯЯ ТЕЛО, УКРЕПЛЯЕМ ДУХ

Купив по пути на очередную тренировку февральский номер «Фомы» и ознакомившись со статьей Александра Ткаченко «Семь дней без наркоза», точнее, с одной из ее частей под многозначительным заголовком «Самоотверженный культурист», я узнал, что занятия бодибилдингом, с точки зрения православного вероучения, и особенно в пост – это греховная страсть. А атлеты тренируются для того, чтобы: «нарастить мускулы и насладиться сознанием собственного превосходства над менее «раскачанными» согражданами». Так что же теперь: покрестился и – прощай спорт?

Но ведь одной лишь молитвой и соблюдением постов не вырастишь защитника родного дома, семьи, Веры, Отечества. Конечно, это вовсе не значит, что нужно всем завтра же бежать записываться в тренажерку – пусть каждый пытается познать окружающий мир и себя посредством дела, к которому лежит душа.

Вместе с тем, не претендуя на истину в последней инстанции, хотелось бы поделиться своим видением сочетания атлетизм+Православие. Тем более что у этих понятий, несмотря на кажущееся противоречие, есть точки соприкосновения. Оговорюсь сразу, в данном случае речь идет лишь о любительских занятиях, доступных всем без исключения православным – было бы желание и понимание того, что несколько новых килограммов мышц, взамен наросшего жирка, никак не помешают спасению души. А может, и поспособствуют – нет ничего более трудного и полезного, чем работа над собственными недостатками.

Действительно, в Православии, с его приоритетом духовного над плотским, нигде не говорится о развитии красивого и гармоничного тела. Вместе с тем Библия напоминает, что необходимо о нем заботиться. Каков же объем этой заботы и вписывается ли в нее атлетизм? Пусть испепелят меня молниями теоретики Православия, но я считаю, что вписывается, и очень хорошо. В конце концов, если «тело – храм Святого Духа», так любой настоятель стремится сделать свой храм еще красивее и величественнее. Не забывая меж тем о главном, скрытом за фасадом...

Здесь хотелось бы продолжить, сказав, что в здоровом теле – здоровый дух, но… известно, что, это не всегда так. И отчасти прав А.Ткаченко, указывая на зависимость между количеством мышц и сознанием собственного превосходства у атлета. Без сомнения, эти мысли в той или иной степени есть у каждого бодибилдера. Но только ли спортсменам это присуще? Думаю, подобные мысли время от времени посещают практически любого человека, добившегося сколько-нибудь заметных успехов на избранном поприще. В том числе и религиозном. Значит ли это, что надо бросить полюбившиеся занятия, надеясь одним махом избавиться от «греховных помыслов и побуждений»? Нет, ничего бросать не нужно, необходимо лишь пересмотреть мотивацию.

Из своего опыта знаю, что люди, приходящие в тренажерный зал и движимые одним лишь стремлением скорейшего набора мышечной массы перед пляжным сезоном, задерживаются здесь ненадолго, но таких много. В меньшинстве остаются те, кто увлекся, полюбил «железную игру» и настроился на долгую кропотливую работу над собой, постигая таинства процессов внутри своего организма. Сконструированного, кстати, согласно христианским постулатам, по божественным чертежам.

В том, что это так, начинаешь все меньше сомневаться по мере роста тренировочного стажа – уж больно сложным и уникальным созданием являются наши земные тела! Ну, а для тех, кто от сознания этого возгордился и почувствовал себя «наместником Бога на земле» – первый щелчок по носу: официальная наука до сих пор точно не знает, почему растут мышцы, и все тренировочные методики – это, по сути, осторожное движение в необходимом направлении путем многочисленных проб и ошибок. Короче, мы, как ни крути, несовершенны, но можем… нет, не сравниться с Ним, но стать немного лучше самих себя прежних.

Здесь не удержаться от параллели между спортом и религией. Я говорю о неофитах, поначалу с энтузиазмом взваливающих на себя непосильный груз. Но если сразу пытаться выжать штангу в 100 кг, то она просто раздавит! В общем, нагрузку в любом деле надо увеличивать постепенно, но регулярно, чтобы со временем мог покориться большой вес. Кстати, эту же мудрую мысль, но на религиозный лад, можно обнаружить во многих святоотеческих трудах, посвященных самосовершенствованию мирянина.

Продолжая пропаганду мускулистого православия, хочется упомянуть и еще об одном несомненном достоинстве любительского атлетизма. Речь идет о соотношении затраты/конечный результат, показатели которого в данном виде физической нагрузки близки к оптимальному. Тренировочный эффект будет заметен при занятиях по часу три раза в неделю, естественно, при соблюдении режима отдыха и полноценного питания. Это, наверняка, не слишком отвлечет верующего от мероприятий по спасению своей души. А возможно, только укрепит волю и дисциплинирует. Что, согласитесь, немаловажные качества для воина Христова.

И напоследок мысли по поводу тренировок в период поста. Строго говоря, это несовместимые понятия и здесь, как я уже говорил, важно заранее определиться со своими жизненными и спортивными приоритетами. При этом хотелось бы обратить внимание на несколько нюансов.

Первое – строгость поста может варьироваться в зависимости от образа жизни верующего. В соответствии с этим может изменяться и уровень физической нагрузки. Если пост строгий, то лучше на время оставить тренировки.

Второе – белки животного происхождения могут заменяться белками растительными. Благо, что спортивного питания на основе соевых концентратов сейчас навалом. Также добавьте в свой рацион орехов.

В общем, тренируйтесь на здоровье, если есть желание и возможности. Ибо, как ни крути, здоровый дух – в здоровом теле.

 

 

На заставке фрагмент фото Flickr.com/Positively Fit

 

1
0
Сохранить
Поделиться: