Ныне время, когда во многих семьях появляется желание усыновить чужого ребенка, преимущественно младенца или младшего возраста. Это желание и стремление особенно часто возникает у бесчадных родителей, а также у многодетных, которые на опыте познали близость к ним Господа Бога и Его благодати, вспомоществующей в воспитании детей.

Безусловно, такой шаг нельзя свершать без раздумий, взвешивания всех «за» и «против» и без благословения, что весьма значимо для христиан.

Но к вдохновляющей мысли о подвиге усыновления в наше время примешивается немало горечи... Я имею в виду все привходящие обстоятельства. Главное из них – здоровье ребенка, боязнь дурной наследственности. Педагогам и воспитателям хорошо известно, как в сердце подростка, юноши внезапно прорастают злые плевелы, предрасположенность, наклонность к страстям. После относительно благополучного младенчества как часто героические усилия родителей, усыновивших дитя, разбиваются, словно волны, об утес гордыни, своеволия, нечестности, грубости, воровства и иных пороков, откуда ни возьмись расцветших в душе приемного чада. Представьте себе затруднительность положения таких папы и мамы, которые вдруг понимают, что взялись за дело, много превышающее их силы. Каково будет им возвращать ребенка в детское учреждение, отказываясь от собственных обязательств?

Итак, главные трудности в деле усыновления, безусловно, нравственные. Добавим, что самая атмосфера нашего общества, господствующие в нем воззрения, нравы, дух эпохи делают чрезвычайно трудным воспитание христианских начал в личности ребенка.

Если в семье уже есть дети, то нельзя не задуматься о таких сложных вопросах, как взаимоотношения усыновленного с родными детьми, политика «двойных стандартов» со стороны бабушек и дедушек, их неумение, нежелание принять усыновленное дитя как родное, наконец, скрытое предпочтение одних другому в сердцах самих родителей. Говорим об этом определенно, потому что очень непростой является борьба в душе родителей с раздражительностью, недовольством, нетерпеливостью, осуждением усыновленного дитяти, в случае, когда оно будет проявлять недостаток послушания. Что касается отношений между приемными детьми и родственниками, то я хотел бы сказать следующее: необходимо с Божией помощью создать светлую, теплую атмосферу искренности, доверия и любви, в которой нет места грубому окрику, бранчливости, досаде и прочим аффектам. Это тепличная атмосфера, где культивируется такт, деликатность, внимательность, приветливость, ласковое слово, милующий взгляд и, конечно, тайная молитва взрослых за детей.

Усыновители должны помнить, что и родные, и приемные дети суть суверенные личности, которым надлежит сделать свой собственный выбор в жизни. Пойдут ли они за вами стопами веры или нет — это тайна. Наше дело — расположить ребенка к выбору добра, но не идти путём духовного насилия, что, очевидно, бесполезно. Ведь еще в Апостольскую эпоху сложилось мудрое речение: «Добро, недобро сделанное, не есть добро». «Невольник не богомольник», «Благодать не насилует» — так русский народ размышлял над этой этической максимой. Можно втайне надеяться, что из усыновленного чада вырастет подвижник благочестия, человек, который принесет пользу окружающим, оставит по себе память в истории. Да, надежда питает не только юношей, но и молодых родителей… Однако надежда перестает быть надеждой, когда родители берутся огнем и мечом искоренять все, что ей противоречит в поведении ребенка. Уметь смиряться пред Промыслом Божиим, вверяя дитя Богу, но не подавляя его насильственными методами по «внедрению» благочестия — вот modus vivendiОбраз жизни (лат.) – Ред. мудрых родителей.

Будем помнить, что все посвященное нами Богу погибнуть не может. Даже если нам не суждено при жизни увидеть детей подлинно верующими христианами, отчаиваться нельзя: любовь сильнее смерти.

Думаю, что приуготовление к усыновлению может быть заключено в два духовных понятия: первое – благодарность Богу, и второе – долготерпение в отношении чада (мы – его служители; служа ребенку, мы свершаем угодное Богу, подготовляя его к служению Церкви и Отечеству). Благодарность Господу за этот дивный дар, именуемый бессмертной человеческой душой, сотворенной по образу Божию. Благодарность Богу за это дитя, которое мы призваны от начала посвятить Христу и Богоматери, его истинным Родителям. Долготерпение, то есть готовность вынести все – всю совокупность неприятностей, обид, разочарований, которые неизбежно встретят нас на этой тернистой, но благодатной стезе.

Прекрасно, если родители свершают Крещение младенца и таким образом становятся причастниками благодати, сходящей на него. Есть и особый чин усыновления ребенка, находящийся в большом Требнике. Думаю, что на курсах по усыновлению было бы целесообразно познакомить с ним благочестивых слушателей, ведь посредством этого чина родители Самим Богом поставляются на служение, которое они избирают посредством усыновления ребенка, принимая благодатную поддержку от Святого Духа, а вместе с ней и благодатные способности к несению нелёгкого креста.

Безусловно, лучше всего сокрыть от мира факт усыновления, а появившегося младенца представить как новорожденного в лоне семьи. Эту тайну нужно блюсти до самой смерти, дабы таким образом избегнуть всех имеющих возникнуть противоречий и сложностей в отношении дитяти.

0
0
Сохранить
Поделиться: