Второй шанс

Дневник о жизни, в которой есть место счастью. Часть 2

«Я принимаю мир не как оптимист, а как патриот. Мир — не пансион в Брайтоне, откуда мы можем уехать, если он нам не нравится. Он — наша фамильная крепость с флагом на башне, и чем хуже в нем дела, тем меньше у нас прав уйти», — писал Гилберт Кийт Честертон.

Значит ли это, что мы обречены лишь на безрадостную борьбу в этой крепости? И бывает ли так, чтобы, несмотря на все несуразицы, мир нам очень нравился? Думается, поиск ответов на эти вопросы и есть то, что объединяет такие, казалось бы, непохожие друг на друга истории из жизни Анны Леонтьевой. Сегодня читателям сайта предлагается вторая история.

Второй шанс

LeontjevaВ жизни бывает много случаев, когда хотел было сделать что-то хорошее — но постеснялся. А почему? Да много причин. Первое: мы живем в городе, люди заняты, и проявлять мелочное сочувствие часто кажется неприличным, даже какой-то гордостью. Ну вроде: кто я такой, чтобы помогать? Второе: не всегда успеваешь среагировать. Много людей вокруг, мыслей, ты не сосредоточен ни на чем, и — раз! — момент упущен.

Стою в очереди в дорогом кафе. Хочу кофе и пирожное. Входит бабушка. Она внимательно изучает витрину пирожных, я знаю, бабушки очень любят сладкое, моя бабушка любила. Она спрашивает у продавца: вот это, с кремом — сколько стоит? Продавец и рад бы назвать ей сумму, намного меньшую настоящей, но он — просто продавец, и с виноватым видом он говорит: 200 рублей. Бабушка вздыхает и уходит.

Уходит, уходит — у меня есть несколько секунд — где, объясните, где моя реакция? Секунды проходят — ну скорее! — я наконец вспоминаю свою бабушку, вспоминаю, что бабушки любят сладкое, прокручиваю в голове сумму 200 рублей — и вылетаю на улицу, чтобы догнать бабулю! Я так хочу купить ей все пирожные, что она захочет! Но она завернула за какой-то из углов и лишила меня возможности ее побаловать.

Объясните мне, почему мне больше не хочется ни кофе, ни пирожных? Я сажусь в свою машину, трогаюсь с места, говорю: «Господи, ну если Ты дал мне такие медленные реакции, так давай мне каждый раз другой шанс! Ну типа дубль два: чтобы успеть!» Почему-то на сердце скребут кошки. И тут же к машине на светофоре подходит бабуля, за подаянием. Я даю ей денежку, почему-то смущенно бормоча: «Во славу Божью!» — и она с достоинством отвечает: «Крепости в вере вам!» Трогаясь на зеленый, с умопомрачительной ясностью осознаю эту ко мне милость: «Второй шанс, барышня, заказывали?»

Я очень стараюсь реагировать вовремя, но когда не получается, можно помолиться о втором шансе…

Слушайте Анну Леонтьеву на Радио Вера

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (3 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Ольго
    Июнь 15, 2015 20:55

    Qu’ils mangent de la brioche… м-дя… теперь у нас всё с ног на голову: хлебом пресыщены, подавай пирожные… теперь и творить милостыню, значит — «баловать», потакать страстям, слабостям с волшебным заклинанием «Во славу Божью!» для самоуспокоения…

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 15, 2015 21:37

      Кто — бабушка пресыщена прирожными??

  • Ольго
    Июнь 15, 2015 22:11

    Я сказала о пресыщении хлебом насущным, а насчёт пирожных, как и любого подобного «непотребства»… думаю, что бабушка, как раз, наоборот, пресыщаться пирожными готова хоть сто раз на дню, были бы «благодетели».. вот только, как вопрошал один царь «хорошо ли это?», причём для обеих сторон — и «нуждающейся» и «благотворящей»

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 15, 2015 22:16

      Так никто и не помог никому. Бабушка ушла. Не о пирожном речь, по-моему.

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 15, 2015 22:24

    И вообще — рассуждая так, можно совсем не туда зайти. В конце концов, кто больше всех (о чем написано в Евангелии) был недоволен растратой женщиной драгоценного масла, которое, дескать, можно было бы продать и помочь нуждающимся?.. Не тот путь, по-моему. Не нужно жалеть, что у человека совесть заболела от вида чужого переживания. Богу это всегда угодно, когда совесть жива. И судить о том, дурное ли было переживание — тоже надо оставить Богу. Не наше дело.

  • Ольго
    Июнь 15, 2015 23:21

    Так переживание переживанию рознь. Да, к тому ж, Богу можно вообще всё «оставить» — пусть Сам разбирается, а наша хата с краю… Зачем и со грехом бороться, можно мирно сосуществовать… не только с грешником, но и со грехом. И вразумлять не надо, и наставлять, и сопротивляться тому, что считается злом. Можно и так, ведь, рассуждать.. Моя точка зрения — милостыню надо творить истинно нуждающемуся, а для этого нужно знать действительную нужду, а не мнимую. По моему, удовлетворение страстей — это не нужда. Нужда, как раз, наоборот в борьбе с ними. И потворство чужой немощи — не творение милостыни и любви, а наоборот. Проф. Осипов, приводя пример с хирургом, точно подмечает, что любовь — это не болеутоляющие вкупе со снотворным, а скорее — ампутация при необходимости…
    Современное общество сейчас настолько стало изолировано по своим прослойкам, что богатые совершенно не знают нужд бедных, и из-за стёкол своих персональных автомобилей видят только актёров, успокаивающих их совесть…
    Во времена Господни общество было другим, нужды были естественными простыми и не надуманными: вдовы и сироты, о которых Он говорит, могли просто умереть с голоду без милостыни. Женщина не могла заработать на дневное пропитание, которое в случае нужды могло быть простым хлебом. А нынче?..

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 15, 2015 23:30

      Вот именно: нуждающиеся могли умереть с голоду, а какая-то женщина помазует ноги Учителя тем драгоценным маслом, которое при продаже помогло бы этих нищих накормить. Иуда совершенно логично рассуждал, разве нет? 😉

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 15, 2015 23:48

    На мой взгляд, вот здесь дан взвешенный ответ на вопрос о главной цели милостыни:

    http://foma.ru/ne-xochu-podavat-milostyinyu-chto-delat.html

    «сть два совета, которые дает Церковь подающим милостыню.
    Первый — это евангельский принцип: всем, всегда и везде подавать милостыню, не размышляя, кто достоит, а кто нет.
    Второй принцип сформулирован в древнем каноническом сборнике Дидахе: «…пусть милостыня твоя запотеет в руке твоей». То есть – следует относиться к милостыне с разборчивостью, со вниманием — кому и на что ты даешь деньги.
    Каждый из нас может выбрать путь по своему сердцу, но надо помнить – пусть нищие и не всегда честные, и не всегда такие бедные, какими называются, — все равно Бог свел нас с ними, чтобы хоть немного смягчить наше сердце и научить состраданию.»

    То есть, все же главная цель — умягчение сердца, а не создание эффективной системы социальной помощи. Кстати, об этом же не раз говорил и вл. Пантелеимон. У которого при этом службы милосердия очень и очень серьезные и как принять говорить, эффективные.

  • Ольго
    Июнь 15, 2015 23:49

    Так рассуждал не только Иуда Искариот, но и другие ученики Господни. Этот эпизод очень символичен: «нищих всегда имеете.. а Меня не всегда…она приготовила Меня к погребению…». Это было красиво. Господь оценил, Он ведь был и Пророк и поэт… При этом нищих Он не забывает, но только реальных, а не мнимых, как сейчас…

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 15, 2015 23:50

      Ответил Вам выше.

  • Ольго
    Июнь 16, 2015 0:02

    «надо помнить – пусть нищие и не всегда честные, и не всегда такие бедные, какими называются, — все равно Бог свел нас с ними, чтобы хоть немного смягчить наше сердце и научить состраданию»

    Извините, но здесь я просто никак не пойму, как сострадать небедным? 🙂

    Сострадать и помогать нужно даже не сколько бедным, сколько реально нуждающимся, дав удочку и научив удить рыбу, а не выдавая по рыбине в день.

    И ещё, милостыню нужно иметь, чтобы давать: «серебра и золота нет у меня; а что имею, то даю тебе…» (Деяния Ап. 3:6). Вот, что — настоящая милостыня.

  • Ольго
    Июнь 16, 2015 7:44

    Кстати, помазание главы Господа нашего Иисуса Христа (или ног в др. варианте) — случай уникальный, о чём Сам Господь и сказал: «Меня не всегда имеете» (Его погребение было единожды в истории). Так же как и в Евангелии от Ап. Марка 2:20. Есть действия нелогичные, нерациональные, но они производятся действием Святого Духа. Тогда они оправданы.
    В обычной жизни (когда «нищих всегда имеете») Господь не призывает действовать неразумно (за исключением случаев, когда Дух Святой прямо повелевает)…

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 16, 2015 9:00

    «Извините, но здесь я просто никак не пойму, как сострадать небедным?» — а мы с Вами разве понимаем, как, например, любить врагов?.. 🙂

    Вы цепляетесь за оговорку о. Игоря, что среди нищих могут быть «профессионалы». Но могут реально попавшие в безвыходную ситуацию. Считаете, что надо каждого перепроверять и помогать лишь «стопроцентным» нищим — пожалуйста, никто не возразит. Но важно главное не пропустить: «Бог свел нас с ними, чтобы хоть немного смягчить наше сердце и научить состраданию». И заметка Анны — она вовсе не о правилах подачи милостыни (там никто никому ничего не подал), а о сострадании. И она не содержит никакого категорического императива по поводу того, чтобы всем бабушкам, сидящем на хлебе, покупать пирожные. 🙂

  • Ольго
    Июнь 16, 2015 20:04

    «а мы с Вами разве понимаем, как, например, любить врагов?.»
    А разве нет? Любить — не желать зла, содействовать, исходя из собственных возможностей, данных Богом, человеку в том, чтобы он раскрыл в себе образ своего Творца, для начала обнаружив этот образ в себе самом.
    Сострадание у Вас с Анной — это потворство человеческим страстям (в данном случае это грехи чревоугодия или, как тут о. Андрей говорил, — гортанобесия (гурманство). Ежели б статья была написана в духе: каюсь, грешница, слаба в части побаловаться дорогими пирожными, и бабуле хочу дать возможность вкусить, тогда мне бы это было понятно, но это скорее сюжет для исповеди священнику). А тут вовсе не то. Тут не сколько сострадание, сколько потребность дать «подаяние» (авт. текст). Это вполне нормальная потребность, ежели уж Церковь это вменяет чуть ли не в обязанность христианина. Но, опять же повторюсь, тому, кто реально нуждается. А когда подать некому, а надо, тут можно и придумать нужду: «я так нуждаюсь в пирожном, купленном втридорога…».
    Насчёт «проф. нищих», действительно, человек совершит большее добро, не спонсируя мошенников. Сострадание, в моём представлении, — это помощь в уврачевании язвы («быв искушен, то может и искушаемым помочь»), поддержка на пути в Жизнь («друг друга тяготы носите»), а не в противоположном направлении…

    Думаете я осуждаю? Нет. Просто высказываю своё отношение, не более. (Может же у человека быть мнение по поводу написанного?).
    Так вот, каждый, разумеется, может делать кому угодно что угодно. Но не всякое дело будет во славу Божию. В наш век подмены понятий, можно зло вполне назвать добром, соблазн, толерантность ко греху — состраданием, равнодушие — терпением и смирением и тому прочее, и свято в это верить. Но это не будет истиной…
    Простите, ежели обидела.

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 16, 2015 20:41

      Ольга, я убеждён, что деятельно мы плохо понимаем и как любить врагов, и как помогать друг другу, и где граница осуждения. Самое главное: я не только не обижаюсь, но и с Вашей последней мыслью о подмене понятий вполне солидарен. Но не считаю, что стоило эту подмену искать в данной жизненной заметке. Говорят: лучше перебдеть, чем недобдеть. Но можно и перебрать с этим незаметно. 🙂

  • Ольго
    Июнь 16, 2015 22:03

    Да, деятельно любить, не определив что такое любовь, сострадать, чётко не определив, что есть сострадание, трудновато, ежели вообще возможно. И границы уже настолько размыты, что и грех — не грех. Спасибо, что хоть Господь наш чётко сформулировал и Св. Отцы определили и разграничили. Мне когда-то дико было видеть как в мiре в норму возводятся откровенные пороки. Теперь вот странно, как по сути единоверцы одно и то же действие оценивают с противоположным знаком.

    • Владимир Гурболиков
      Июнь 16, 2015 22:17

      Действие (если мы не ушли от существа заметки в дебри) мы вообще не должны оценивать: его не было. Был сердечный отклик на чью-то бедность. А остальное обсуждение… Может, пирожное было отравленное? ;))

  • Ольго
    Июнь 16, 2015 22:50

    Вот те раз, как не было действия?! Анна побежала за бабулей с целью «купить ей все пирожные, что она захочет», но бабуля оказалась проворней, а так обязательно была бы накормлена. Намерение — тоже своего рода действие, недаром «Богом целовано». Потом таки на пути Анны случилась вторая бабуля, которой не удалось избежать «подаяния». Чем не действие?
    Я вот всё пыталась донести до Вас мысль уж, и так и эдак, со словами и без слов, что отклик-то был, но не на бедность, а на нечто другое, но не донесла, увы. А, ежели (по моей версии) действие таки было, значит есть что и оценить.

    Спасибо за беседу и Ваше бесценное терпение ко мне многогрешной 🙂

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 16, 2015 23:55

    Ольга, просто моё мнение, что в Вашей интерпретации с бедностью ассоциируется разве что блокадный Ленинград. Вы пытаетесь какой-то выставить критерий милосердия, чтобы прямо всё было строго по мерке: вот это — правильное сострадание, а вот это «неправильное». Такой подход — он даже необходим, если Вы создаете благотворительный фонд или (как я, редактор сми) постоянно получаете вал просьб помочь, вылечить, восстановить храм и пр., и пр.. И приходится искать границы возможного и верного, поскольку кому-то (включая и кого-то из реально страждущих, болящих) придётся ответить «нет». Но это — о другом. Сердце-то у меня всё равно болит, что не смог помочь, и по-христиански только так и должно быть. Иначе это ине милосердие, а именно протестантская рациональная благотворительность в эдаком, вероятно, кальвинистском духе. Строго по мерке, четко проверяя и отслеживая. И с пониманием, что я что-то жертвую сугубо по христианскому «закону», а не потому, что я человеку реально посочувствовал. Или от полноты сердца решил его порадовать.

  • Ольго
    Июнь 17, 2015 7:24

    Вот и мне с моей стороны видится, что человечество настолько вросло всем своим существом в этот мiр, который «очень нравится», что многие понятия, в частности православной аскетики в прямом смысле воспринимаются, как анахронизм. Понятнее «радостная борьба» в католическо-протестантском духе, который не просто не исключает комфорт души и тела, а считается нормой: «побаловать» себя не грех, «побаловать» ближнего — сострадание.
    Владимир, простите, у нас просто разные взгляды на этот вопрос, не будем дальше спорить. Я, на самом деле, поняла Вашу с Анной (и, кстати, огромное количество людей с вами солидарны) позицию, но я с ней не согласна. Простите. Оставьте мне такое право 🙂

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 17, 2015 7:57

    Ольга, так я Ваше право на мнение никаким образом не ущемляю — Ваши комментарии все опубликованы! Просто каждый из них содержит попытку, причем с новыми и новыми аргументами, идеологизировать и осудить определенные движения души как не-христианские или не-православные. Это не такое маленькое обвинение, да ещё Вы его расширяете на некий круг. Соответственно, когда я вижу очередной аргумент, то реагирую, поскольку есть серьезное обвинение, сам аргумент новый, а мне есть, что сказать по его поводу. Если я обижаю Вас тем или иным комментарием, то напишите. А если нет, то и мне оставьте право полемизировать с Вами.:) К сожалению, Вы важную часть моих возражений как-то не замечаете, пишете «мимо» них. И делаете выводы — о неприятии православной аскетики, например. О духе, с которым дается милостыня или совершаются какие-то частные человеческие поступки, связанные с отношением к ближнему. На мой взгляд, выводы несправедливы. Либо не имеют четкой границы, означающей отход от Православия (что вполне четко выразилось во мнении священника по поводу милостыни).

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 17, 2015 14:58

    Вот, из Дневников св. прав. Иоанна Кронштадтского:

    20 мая. Отправляясь из женского Ивановского моего монастыря на машину Николаевской железной дороги, я сильно искусился через нищих мальчиков (лет девяти — десяти), неотступно преследовавших мою карету и просивших подачку. Я рассердился, озлобился на них за вторичное прошение (им дано было по рублю, хотя не всем), и меня оставила благодать Божия, я впал в сильную скорбь и тесноту сердца при воспламенении от адской злобы и с трудом умолил Господа, да простит мне грех неприязни, жестокосердия, скупости и сребролюбия, и только в вагоне при настойчивой тайной молитве покаяния сподобился прощения грехов моих и мира и простора сердечного. Не попусти, Боже, впредь доходить до подобною состояния душевного и научи меня всегда жалеть нищих и сострадать им, ибо рука моя доселе не оскудела от подаяния.

    14 июля. Искушение при проезде в карете на пароход «Царский». Гнались за каретой нищие ребята. Иным дал по полтиннику, а одному мальчику два раза но двадцать копеек. Он пренебрег ими, оставил на дороге и, желая получить рубль, долю гнался за мною; я рассердился и крикнул: «Ступай прочь». И мое сердце лишилось простора, мира и благодати; стало печально и больно на душе. Я стал каяться Богу и молить о прощении мне греха озлобления, пристрастия к деньгам и жестокосердия к нищим. Горячо каялся, и Господь простил наконец и дал мир и дерзновение.

  • Александр
    Июнь 17, 2015 15:33

    Иоанн Златоуст: » «Каким судом судите», говорит Писание, «таким будете судимы» (Мф.7:2). Будь же человеколюбив и снисходителен к сорабу, прости ему прегрешения, сколь ни много их, и будь милосерд, дабы и сам ты удостоился того же. Для чего сам себе причиняешь беспокойства? Для чего делаешь разыскания? Если бы Бог повелел разведывать образ жизни (бедных), требовать от них объяс­нений и тщательно исследовать нравы их, тогда не стали ли бы роптать многие? Не сказали ли бы: что это такое? Бог предпи­сал нам дело трудное: мы не можем исследовать образ жизни других и знать, какие такой-то сделал грехи? Не сказали ли бы многие и еще многое в этом роде? А теперь, когда Он освободил нас от всякого такого разыскания и обещал пол­ную награду (за подаяние милостыни), будут ли получающее ее злые, или добрые люди, мы сами на себя навлекаем беспокой­ства. Откуда же, скажете, видно, что мы получим награду за подаяние милостыни, как добрым, так и не добрым? Из слов самого Господа: «а Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф.5:44,45). Как Гос­подь твой, не смотря на то, что премногие оскорбляют Его нечестивыми словами, блудодействуют, крадут, разбойничают, рас­капывают могилы и делают множество зла, не прекращает своих ко всем благодеяний, но, по своему человеколюбию, всем посылает солнечные лучи, дожди и плоды земные, – так посту­пай и ты, и, когда будет время для милости и человеколюбия, облегчай бедность, прекращай голод, избавляй от скорби, и ничего больше не разыскивай. Если мы станем исследовать образ жизни (нуждающихся), то не окажем милости ни одному человеку, но из-за такой неуместной пытливости останемся бесплодными, никому не подадим помощи, и будем трудиться без всякой пользы и напрасно. Поэтому прошу вас, оставив эту неуместную пытливость, подавайте (милостыню) всем нуждаю­щимся, и делайте это с великой щедростью, чтобы и нам са­мим удостоиться в тот день (будущего суда) великой милости и снисхождения от Бога»

  • Ольго
    Июнь 17, 2015 20:54

    Александр, вы хотите сказать, что вот об этих бедных идёт речь в статье?
    «Проходя чрез площадь и по улицам, и поспешая в ваше собрание, и видя много лежащих среди дороги людей, из которых одни без рук, другие без глаз, иные покрыты струпами и ранами, и выставляли на вид те особенно члены, которые нужно было бы закрывать по причине находящегося на них гноя, — я почел крайне бесчеловечным — не сказать о них любви вашей…
    Летом БЕДНЫЕ получают великое облегчение от самого времени года: тогда они безопасно могут ходить и нагие, потому что солнечные лучи служат им вместо одежды; могут сидеть просто на мостовой и спокойно проводить ночи под открытым небом; не имеют такой нужды ни в обуви, ни в вине, ни в большом количестве пищи, но
    ДОВОЛЬСТВУЮТСЯ ВОДОЮ ИЗ ИСТОЧНИКОВ, НАСЫЩАЮТСЯ ОДНИ САМЫМИ ДЕШЕВЫМИ ОВОЩАМИ, ДРУГИЕ НЕБОЛЬШИМ КОЛИЧЕСТВОМ СУХИХ СЕМЯН, так как самое время года предлагает им готовую трапезу.
    А не менее этого есть тогда для них и другое облегчение — удобство заниматься работами: в их-то особенно содействии нуждаются и строющие дома, и возделывающие землю, и плавающие по морям. Ибо что для богатых — поля, домы и другие источники доходов, то для бедных — их собственное тело, и весь доход их от собственных рук, а больше ниоткуда… Итак, когда у них и наибольшая нужда в необходимом, а, сверх того, нет и работы, потому что никто их, несчастных, не нанимает и не приглашает в услужение: вот мы, взамен нанимающих, употребим в дело руки милосердых…
    … БЕДНЫХ, НЕИМЕЮЩИХ И НАСУЩНОГО ХЛЕБА, но питающихся подаянием…»

    Св. Иоанн призывает «не исследовать» по причине «трудности сего дела», т.е. трудно подателю милостыни определить «получающие ее злые, или добрые люди»:
    «… Если бы Бог повелел разведывать образ жизни (бедных), требовать от них объяснений и тщательно исследывать нравы их; тогда многие не стали ли бы роптать? не сказали ли бы: что это такое? Бог предписал нам ДЕЛО ТРУДНОЕ; мы не можем исследывать образ жизни других и знать, какие такой-то СДЕЛАЛ ГРЕХИ?..»

    Действительно, анализировать злой или добрый человек перед нами, и в каких грехах он погряз, — не нашего ума дело. Причина, по которой подают милостыню та, что эти люди — БЕДНЫЕ (см. начало «Беседы о милостыне»).

  • Ольго
    Июнь 17, 2015 21:20

    Владимиру: «О духе, с которым дается милостыня или совершаются какие-то частные человеческие поступки, связанные с отношением к ближнему»
    … «не знаете, какого вы духа»…
    в том же самом духе можно «сострадать» наркоману, дав на очередную дозу…

    мы в самом деле ушли в дебри «споров и распрей» … «они бесполезны и суетны»
    Давайте уже, удалимся от них по совету Апостола уже

  • Владимир Гурболиков
    Июнь 17, 2015 21:34

    Ольга, напротив, считаю, что разговор выводит на единственно правильный путь — обращение к живому опыту наших святых.

  • Александр
    Июнь 17, 2015 22:36

    Из жития святителя Иоанна Милостивого: «Однажды церковные экономы сообщили святому Иоанну, что в толпе убогих стоят хорошо одетые девицы, испрашивающие милостыню, и при этом спросили его — нужно ли тем девицам, как и прочим нищим, подавать милостыню? Патриарх ответил:

    — Если вы действительно рабы Христовы и верные слуги смиренного Иоанна, то подавайте так, как Христос повелел, не взирая на лица, не расспрашивая о жизни тех, которым вы даете. Знайте, что мы не свое отдаем, но Христово; итак будем давать, как повелел Он.»

  • Александр
    Июнь 17, 2015 22:37

    Из его жития: «Однажды, когда святой Иоанн шел в больницу навестить больных (что он делал в течение недели дважды или трижды), его встретил какой-то странник, который просил милостыню. Иоанн приказал слуге дать встретившемуся страннику шесть серебряных монет. Взяв монеты, странник удалился. Но потом, желая испытать щедрость святого, он переменил на себе одежду и, отправившись по другому пути, снова встретил блаженного Иоанна и умолял его:

    — Помоги мне, господин, бедному пленнику.

    Иоанн вторично приказал дать ему шесть серебряных монет. Слуга же тихо заметил патриарху:

    — Владыка, ведь это — тот самый нищий, который раньше получил шесть серебряных монет.

    Но патриарх, притворившись, как будто не слышит этого замечания, снова повторил повеление подать просящему шесть монет. Странник, вторично получив милостыню, снова переоделся и иною дорогою встретил патриарха и в третий раз просил у него милостыни. Слуга опять сказал патриарху:

    — Владыка! тот, который в первый и второй раз взял у тебя по шести серебряных монет, теперь просить в третий раз.

    Тогда блаженный отвечал слуге:

    — Подай ему двенадцать монет, не Христос ли это искушает меня?»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.