День святого Патрика

(публикуется только в онлайн-версии)

17 марта — День Святого Патрика.
С чем у людей в первую очередь ассоциируется этот праздник?
С клевером-трилистником и зеленым цветом, с рыжебородыми ирландцами и посиделками в пабах, с мифическими лепреконами и горшочком золота на конце радуги, с уличными парадами и ирландскими национальными костюмами… День Святого Патрика знают повсюду, и складывается впечатление, что он успел из национального ирландского праздника «перекочевать» в международное празднество.

И все же представления об этом дне и о Святом, памяти которого он посвящен, у большинства крайне поверхностны.
Предлагаем вашему вниманию подборку материалов «Фомы», которые, надеемся, позволят вам более глубоко и разносторонне взглянуть на жизнь этого Святого и страны, столь его почитающей.

Так кем же на самом деле был Святой Патрик? О трех заблуждениях, связанных с его жизнью — в статье «Огненный апостол» (№ 3/59 за март 2008 года):

ОГНЕННЫЙ АПОСТОЛ
или Три заблуждения о святом Патрике

«… Но это и есть заблуждение номер один — ведь Патрик никогда не был пивоваром. Более того — в старые времена во время праздника святого Патрика в Дублине и по всей Ирландии закрывались все пабы и открывались все церкви.
Кем же Патрик был на самом деле? Основным произведением, рассказывающим нам о деяниях святого Патрика, является его же собственная «Исповедь» (Confessio — лат.), написанная им около 460 года…»

«… Предание доносит нам рассказ о том, как Патрик, проповедуя великую тайну Единства Божества в Святой Троице, сорвал растущий под ногами клевер и, высоко подняв трилистник над головой, наглядно показал ирландцам, как этот образ можно себе представить. С тех пор три зеленых листочка клевера стали ирландским символом Святой Троицы, а зеленый цвет трилистника стал цветом всей нации, так что зеленые одежды в День святого Патрика — это символ Святой Троицы…»

Но как связать проповедь святого, жившего в пятом веке, с настоящим?
Рассказ об истории Земли Святого Патрика на фоне видов современной Ирландии… и попытка показать, какой «след»  в буквальном смысле оставили ее святые — в материале «Проповедь на краю света» (№ 8/38 за март 2010):

ПРОПОВЕДЬ НА КРАЮ СВЕТА
Земля Святого Патрика

«… Церковный «Восток и Запад» до V века жили единой верой и преданием. Конечно, могли различаться монастырские уставы, храмовое искусство, песнопения, литургический чин и даже пасхальные исчисления. Однако и на востоке, и на западе империи знали одну непреложную границу: для консервативного имперского сознания все территории, лежащие вне цивилизованной ойкумены, были — «краем земли» (ultima terra) и культурным небытием.
Эти территории годились только для колонизации, то есть воспринимались в качестве сырьевого придатка, как бы сказали сегодня. Однако вспомним слова Спасителя, завещавшего своим апостолам быть свидетелями даже до края земли (Деян 1:8). Евангелие приходит и сюда…»


К сожалению, далеко не все фотографии с захватывающими видами Ирландии удалось поместить в журнальную статью «Фомы». Многое из того, что не вошло в журнал — в фотоочерке  Анастасии Пономаревой и Владимира Ештокина.

 

Ирландия. Путешествие по «Изумрудному острову».

Фото — Владимир ЕШТОКИН. Текст — Анастасия ПОНОМАРЕВА.


Ирландия. «Изумрудный остров» — принято называть эту страну среди путешественников. Зелень холмов и лугов радует глаз почти круглогодично благодаря уникальному островному климату.


Трудно сказать, что у современного человека ассоциируется с Ирландией. Для кого-то, безусловно, это великолепные скалы Мохер в графстве Клер, считающиеся одним из самых больших сокровищ «изумрудного острова»


Некоторые считают символом Ирландии большие Кельтские кресты, отмечающие места захоронения или же просто возводимые  в знак патронажа над той или иной территорией.   Перед вами древнейший из каменных крестов в Глендалоке (VIII-IX вв).


Одни, говоря об Ирландии, в первую очередь упомянут загадочную Кельтскую вязь, чьим орнаментом украшены сотни строений.


Другие же, глазом не моргнув, станут уверять, что ничего лучше настоящего ирландского паба вы в этой стране не найдёте.


В Ирландии старина — не отголосок времени, но естественное состояние всего вокруг.


Это страна, в которой постоянно, где бы ты не находился, чувствуешь себя героем какого-то фильма. (Данное фото наталкивает на мысль о «Гордости и Предубеждении», который, кстати, здесь же и снимался).


Говоря об этой «изумрудной» стране, нельзя не упомянуть её маленькие разноцветные дома, глядя на которые, невольно задумываешься о характере их владельцев. (Лиммерик)


Но, пожалуй, самое интересное в Ирландии, это то, что она всегда была страной очень религиозной. На крутых поворотах серпантинной дороги можно увидеть Распятие, воздвигнутое для того, чтобы путники во время дороги не забывали о том, что всё в руках Божьих.


Сегодня от древних монастырей Ирландии остались лишь развалины. Но эти тысячелетние стены, башни и кресты свидетельствуют о высоком градусе культурной и религиозной жизни древней Ирландский церкви. (Глендаллох)


Расцвет церковной жизни пришёлся на V век и связан с именем святого Патрика — апостола и просветителя Ирландии, который донёс слово Божие и до друидов, и до знати, и до простого населения. (Глендаллох)


Начинания Святого Патрика продолжил Преподобный Кевин Глендалокский, который сейчас считается небесным покровителем Дублина, столицы Ирландии. (Остров Инишмо)


Дублин – это город, очень уважающий свои традиции и живущий активной культурной жизнью. Жизнерадостных музыкантов из военного оркестра здесь можно встретить почти всегда.


В Дублине можно насчитать тысячи прекрасных образцов средневековой культуры, а также того, как эта культура перекликается с нашим современным миром. Порой выходит очень даже забавно.


Квартал Темпл Бар в центре города отдаленно напоминает московский Арбат:  здесь также как и у нас в любое время дня можно встретить бродячих музыкантов, веселящих слух своей разнообразной музыкой.


«Ultima terra» («край земли») — это название страна получила во II веке нашей эры в связи со своим географическим расположением. И хотя сейчас Ирландия считается одной из «центральных» европейских стран, здесь сохранился дух некой неприкосновенности и чистоты.

А вот альтернативный взгляд на Ирландию заместителя главного редактора «Фомы» Арсения Русака — в нашем фотоблоге «Территория радости» («Мир глазами Фомы»).

 

ИРЛАНДИЯ ГЛАЗАМИ «ФОМЫ»

«…Но, конечно, даже очень большой журнальный материал не может вместить всего, что хотелось бы показать. Недавно я разбирал фотографии Володи Ештокина — 20 гб — и часть утаскиваю сюда. Тут нет как таковой христианской Ирландии. Думаю, о ней еще сделают репортаж мои коллеги. Здесь только то, что понравилось лично мне и, с большой долей вероятности не войдет ни в один репортаж…»

Рисунки Марии Заикиной, фотографии Владимира Ештокина.
В материале использована иллюстрация George McFinnigan (Wikipedia).

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.