ЦЕРКОВЬ НАЧИНАЕТСЯ В САМОМ ЧЕЛОВЕКЕ

На вопросы читателей отвечает протоиерей Виталий Головатенко, настоятель храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы при Санкт-Петербургской консерватории:

Недавно меня вдруг заставили запнуться знакомые слова молитвы “Отче наш”: “…И не введи нас во искушение…” Кого мы об этом просим? Господа? Выходит, мы полагаем, что это Он посылает искушения на нашу голову, и просим Его этого не делать? А почему? И почему мы одновременно молим избавить нас от лукавого? Да и вообще зачастую пока все спокойно, человек и не знает себя толком и с трудом ищет, в чем бы покаяться на исповеди… А как начинаются искушения, так вся твоя сущность наружу прорывается, и видишь, сколько в тебе плохого, сколько еще исправлять в себе надо… Почему же мы просим Господа отвести от нас все это?

Татьяна

В заключительных словах молитвы Господней: “…не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого” (Мф. 6, 13; Лк. 11, 4), слово “лукавое” объединяет все нечистое, порочное, греховное, – всю совокупность зла. Мы живем в падшем мире, и в нем невозможно прожить, ни разу с этим злом не столкнувшись. Но ведь это – результат свободного выбора человека: наши прародители сами захотели “быть, как боги, знающие добро и зло” (Быт. 3, 4-6). А как можно “познать зло”, не столкнувшись с ним лично?.. Но Христос знает, что человек слаб, и ему не всегда достает сил противостоять злу или терпеть его. Ведь даже Он, единственный безгрешный из людей, прозревая Свои великие страдания, молился Отцу: “Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия…” (Мф. 26, 39). Вот почему Он заповедал нам, слабым и немощным, просить Отца нашего об избавлении нас (“если возможно”!) от зла. Ведь только самоуверенный хвастун, гордец, или безумный может утверждать, что сам это зло победит.

Но что означает просьба не вводить в искушение? “Искушение” в переводе с церковнославянского означает “испытание”, “пробу”, “проверку”. Получается, мы просим Бога не подвергать нас испытаниям? Но как же тогда Он сможет проверить нашу верность? Да и сами мы будем ли уверены в себе, ни разу не испытав себя в трудностях?.. “Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам” (Мф. 18, 7; Лк. 17, 1). И ближайшие ученики Христовы понимали смысл “находящих на нас” испытаний и учили не избегать, а принимать их с… радостью.

Именно в чрезвычайных ситуациях мы видим себя в истинном свете и понимаем, в чем и насколько мы все еще несовершенны. Но, сознавая неизбежность и даже необходимость испытаний, мы, тем не менее, просим Бога избавить нас от них, не надеясь на свои слабые силы и не будучи уверены, что сможем эти испытания выдержать.

Я замужем, у нас есть сын. Ему два года. Я сама крестилась совсем недавно, муж неверующий и некрещеный. Мне бы очень хотелось вырастить сына в ограде Церкви. Умом понимаю, что уже пора начинать что-то делать. Но совершенно не представляю, как к этому подступиться, с чего начать… Вожу сына к причастию, но он каждый раз плачет. Как только порог храма переступает – начинает хныкать и проситься “на улицу”, а когда к чаше подношу – вообще ревет в полный голос. Да еще и муж неверующий… Как воспитывать ребенка, когда мама говорит одно, а папа – другое?

Анна

Однажды к известному советскому педагогу Макаренко пришла женщина и спросила, с чего ей начинать воспитывать своего сына. “Сколько ему лет”, – осведомился Антон Семенович. – “Три года”. – “Вы опоздали ровно на три года”.

А Вашему сыну два года, и Вы все еще медлите… Мне кажется, не так важно, с чего начать, главное начать!

“Церковь не в бревнах, а в ребрах”, – говорят старообрядцы, и они правы: Церковь начинается в самом человеке, потом – в его доме, в семье. Со времен апостольских христианская семья называется “малой Церковью”. Поэтому советую Вам начать с себя, упорядочить свою церковную жизнь.. Маленькие дети чувствуют малейшую неправду, и если их родители сами не навыкли к регулярной церковной жизни, с ее службами, обрядами и Таинствами, не понимают и не принимают ее красоту, а только изредка заглядывают в храм, то их дети обязательно будут там “хныкать и проситься на улицу”.

Исподволь, без нажима, предлагайте Вашему сыну помолиться вместе с Вами краткой молитвой. Выучите с ним наизусть “Отче наш”, “Богородице, Дево, радуйся”. Поощряйте его вопросы о Боге, о Церкви, о молитве, и старайтесь коротко, но ясно на них отвечать. Читайте ему на ночь христианские сказки: их теперь в книжных магазинах большой выбор.

Есть ли в Вашем окружении люди воцерковленные и часто ли они бывают у Вас дома? Вовсе не обязательно специально организовывать “душеспасительные” беседы или богословские диспуты: вполне достаточно дружеского и искреннего общения на самые разные темы. Главное, чтобы оно было согрето братской любовью и освещено светом Евангельских истин. И крайне важно, чтобы во всем, о чем бы ни зашла речь, была ясно обозначена Ваша христианская позиция (к этому дети особенно чутки!).

И еще: постарайтесь подыскать Вашему сыну христианское окружение из его сверстников. А в общем – не бойтесь, дерзайте! Помните: если Вы будете подходить к делу христианского воспитания Вашего сына искренне, с горячим желанием и твердой верой, без сомнений и колебаний (а главное, без лицемерия) – Господь не оставит Вас, Он обязательно поможет.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (4 votes, average: 4,25 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.