Помните художественный фильм 1997 года «Хвост виляет собакой» (или в другом переводе — «Плутовство»)? Кинолента с блестящим дуэтом Роберта Де Ниро и Дастина Хоффмана в главных ролях уже стала классикой. Это злая сатира на черные пиар-технологии. Пересмотреть «Хвост виляет собакой» сегодня было бы не лишним для всех нас — и для тех, кто имеет прямое отношение к СМИ, и для обычных потребителей информации, в том числе и для представителей церковного руководства. Со времен съемки фильма искусство пиара не стоит на месте, появляются все новые и новые технологии, и чем дальше, тем больнее они бьют в того, против кого заказаны. 

Церковь и информационные войны

Поэтому на вопрос: «Существует ли сегодня информационная война?» — можно спокойно ответить: да, существует. И как факт общественной жизни вообще, и как факт жизни церковной в частности. Тому, кто хочет разобраться, что происходит в информационном пространстве, надо просто это учитывать. Способов провести медийную атаку — много. Например, о самом очевидном из них — информационном вбросе — мы подробно говорим в нашей Теме номера. 

На чем паразитирует информационная война? На том, что журналистика — это попытка представить людям информацию о нашей жизни, но жизнь — колоссальна и многогранна. Описать ее всю — невозможно ни для кого никогда: ни в прессе, ни на телевидении, ни в кино, ни в самой лучшей художественной литературе. А значит, из многогранной жизни приходится что-то выбирать. И тут легче всего сделать выбор в сторону скандала и сплетни. Потому что один из самых глубоких и закоренелых человеческих грехов — это осуждение. Оно диктует человеку искать злонамеренность в поступках ближнего — в ущерб исправлению собственных грехов. И профессиональная журналистика легко вырождается в обсуждение сплетен и скандалов. Подсадить на это публику так же просто, как подсадить подростка на наркотик, — особенно если человек не имеет глубокой прививки Православием — то есть следованием Христу, Который сказал весьма определенно: И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? (Мф 7:3). 

Кроме специфики журналистского ремесла, есть и другой фактор, питающий информационные войны и связанный с реальными проблемами общества и Церкви. Это привычка ждать дурных новостей и слепо верить во все дурное, особенно когда оно где-то напечатано или показано. Мы всегда говорили о себе как о самой читающей стране. Наверное, к этому было бы правильно добавить еще и то, что мы — народ, больше других доверяющий всему опубликованному. Это можно проверить на массе примеров, когда умные и образованные люди крайне некритично воспринимают любые негативные и в то же время абсурдные по своей сути новости. 

Церковь сегодня реально участвует в общественной жизни, а значит, ее члены — и миряне, и иерархи — чувствуют на себе и пытаются осмыслить огромную ответственность за будущее страны. И взгляды их в этом вопросе часто, мягко говоря, не совпадают, а порой просто диаметрально противоположны. То же самое — в вопросе перемен внутри самой Церкви. Люди стоят перед необходимостью их понять и оценить. Главное, что для этого нужно, — время. Но подождать и потерпеть хотят не многие. К сожалению, вместо нормального и предметного разговора о проблемах возникает привычная, не требующая сил и ума ругань. Отчего-то людям легче подраться, чем войти в диалог. 

Цель этой Темы номера — ни в коем случае не обвинить некие «силы» в антицерковном заговоре и не обозначить «врага», ведь главные враги Церкви — это наши собственные грехи. Цель совсем в другом: понять, к каким выводам могло бы нас, православных христиан, сподвигнуть знание об информационных войнах? И здесь можно сказать следующее.

Первое: важно не смешивать понятия. Одно дело — подлинная жизнь человека в Церкви и его душа, и совсем другое — информационная среда вокруг Церкви с ее новостями — как скандальными, так и обычными. 

Второе: людям, которые берутся участвовать в информационной борьбе, нужно молиться Богу. А не информационным технологиям. 

Третье: иногда лучше не говорить, а молчать. Глупый информационный повод раздувается именно за счет того, что каждый норовит дать ему свою оценку и поспорить, неважно — «за» или «против». Но далеко не каждая новость вообще достойна комментария. И правильное молчание может оказаться сильнее, чем любые озвученные доводы. Преподобному Арсению Великому (354—447 гг.) приписывают удивительное высказывание: «После бесед я часто раскаивался, а после молчания — никогда».

И, наконец, самое важное. Кризисы в обществе происходят периодически. А душа человека смущается постоянно. Поэтому катехизация, просвещение, разъяснение и толкование Евангелия — вот что важнее любой информационной войны и вот на что нам нужно тратить больше всего времени и сил. Как бы ни казалось, что принять участие в такой войне — самое существенное и полезное в данный момент. Нет, это не так. Самая важная задача — это снова и снова ставить вопрос «как сегодня жить по Евангелию?» и пытаться давать на него ответ. Самое существенное и полезное в нынешней ситуации и всегда — это обращение человека ко Христу.

Материалы в теме: 

Игорь Ашманов: Под властью ментального вируса, или Как отличить вброс от новости

Черные дыры медийного пространства или Жертвы информационных войн

Пчелы и мухи, Протоиерей Владимир Вигилянский, с 2005 года по июнь 2012 года — руководитель пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси

0
0
Сохранить
Поделиться: