Что такое «тело» в Библии?

Вопрос читателя:

Многократно используемое в Библии слово «тело» традиционно считают обозначением тела физического, то есть синонимом слова «плоть». К нему же, к физическому телу, относят и Новозаветное учение о смерти и воскресении тела. Верно ли такое понимание?

В пояснение моих недоумений некоторый анализ текста Писания.
«…когда плоть твоя и тело твоё будут истощены…» (Притч 5.11) Здесь отчётливо видно, что рассматриваемые слова имеют разный смысл.
«Есть тела небесные и тела земные…» (1Кор 15.40) Можно думать, что под телами небесными Апостол имеет в виду материальные солнце, луну и звёзды. Однако, во всех иных местах посланий речь явственно идёт не о материальном небе, но о том небе, где находится Царствие Небесное и которое «внутрь вас есть». Здесь мы пришли к вопросу о буквальном и аллегорическом понимании Писания.
«… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1Кор 15.44) Замена «тела» на «плоть» даёт странное. «Плоть духовная» — противоречит всему сказанному в Писании, да и звучит весьма коряво.
«… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор 15.50) — безо всяких оговорок про «духовную плоть».
«И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян 2.17); «…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор 1.29); «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3.6) В этих местах «плоть» явственно используется в смысле «человек, пребывающий во плоти», ибо плоть сама по себе хвалиться не может, а, если чего и увидит, то не поймёт, поскольку понимание функцией плоти не является.
«… греховного тела плоти…» (Кол 2.11), «… в теле Плоти Его…» (Кол 1.22) Обычно так говорят о предметах имеющих сходные признаки, подобных. И действительно, можно прочесть, что тело, подобно плоти, имеет глаза (Мф 6.22,23), руки (Мф 5.29,30), а также (опуская цитаты), что тело, подобно плоти, можно очистить омовением, что тело могут убить, что тело пользуется одеждой и т.д и т.п.
Итого: тело и плоть сходны по своей структуре, но одним и тем же не являются. Так что же такое тело — не то, которое материальное тело плоти, а то, которое «тело и плоть»?

Невозможно понимать буквально повеление Христа вкушать Его Плоть и Кровь. Почему тогда ветхозаветную заповедь, запрещающую вкушать кровь животных, все понимают буквально — как говорящую о материальной крови материальных животных?

Нет, я понимаю — традиция, трудности аллегорического истолкования… И всё же: есть ли какой-нибудь объективный критерий, требующий пренебречь аллегорическим толкованием в пользу буквального?

Александр

Отвечает иерей Петр Гурьянов:

иерей Петр ГурьяновДобрый вечер, Александр! В Библии слово «тело» встречается 133 раза. Жизнь после всеобщего воскресения будет не восстановлением прежней, а преображением. «И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали» (Откр.21:1). По смерти наше тело истлевает. Этот распад всего телесного состава необходим для того, чтобы тела наши обновились, избавились от болезненности, недостатков, земной дебелости. В этом смысле святые отцы говорят о благодетельности смерти, ибо через нее совершится врачевание и преображение не только души, но и тела. По слову св. апостола, «при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе» (1Кор.15:42-43).
Теперь давайте разберем ваши недоумения …
а) «…когда плоть твоя и тело твоё будут истощены…» (Притч 5.11) Для того чтобы понять о чем идет здесь речь, нужно прочитать полностью весь текст… Прочитав полностью видно, что здесь имеется в виду свойственные юноше — способность увлечения и легкую возбудимость его чувственности со стороны всяких чувственных соблазнов, Премудрый советует своему слушателю ученику всячески избегать сколько-нибудь близкой встречи с распутной женой (ст. 6), так как всякий вид прелюбодеяния неизбежно ведет для виновника его — Премудрый говорит только о мужчине, виновнике прелюбодеяния, а не о женщине, поскольку вообще обращает свои наставления главным образом даже почти исключительно только к мужской половине Израильского общества, — двоякого рода тяжелым последствиям: 1) к материальным потерям — частью из-за особенной требовательности самой жены распутной, частью вследствие вынужденной рабской службы в доме мужа обольстившей данного юношу женщины: удовлетворить гневу и жажде мщения оскорбленного мужа (ср. Притч VI:34) юноша мог рабской службой в его доме (ст. 9-10) [Нужно, впрочем, заметить, что принятое некоторыми западными учеными комментаторами (Эвальд, Умбрейт, Берто), это мнение о наказании виновника нарушения целости супружества, рабством оскорбителя оскорбленному не подтверждается никаким свидетельством закона Моисеева и библейской истории и является лишь предположением, против которого основательно возражает, напр., Делич (s. 97)], так что юноше пришлось бы работать на чужой дом (ст. 10); 2) к форменному общественному суду (ст. 14), результатом которого могла быть даже смертная казнь для виновников (ст. 14, сн. Лев XX:10; Втор XX:11, 22 гл.; Иез XVI:40). Тогда на долю несчастного юноши остается лишь позднее и бесплодное, и потому особенно мучительное раскаяние. Для человека, предававшегося разгулу и разврату, «наступит время, когда уже нельзя будет продолжать разгульную жизнь, когда истощенное распутством тело износится от времени и от болезней, сопровождающих разврат и жар плотской похоти потухнет» (еп. Виссарион, с. 62). Тогда начнется пора самообличения грешника (ст. 11-12).

б) «Есть тела небесные и тела земные…» (1Кор 15.40)
Так как сомневавшиеся в воскресении мертвых, очевидно, полагали, что невозможно появиться какому-нибудь новому телу, отличному от настоящего, то Ап. считает нужным обратить внимание читателей на бесконечное разнообразие организмов, из которых состоит и настоящий видимый мир. — Не всякая плоть. — Слово плоть здесь обозначает субстанцию, а не только внешнюю форму организма. (В ст. 39-м Ап. перечисляет четыре рода существ земных, а далее он говорит о телах небесных). — Есть тела небесные… эти тела (звезды) отличаются от земных как по субстанции, так и по блеску. — Слава (δόξα) = блеск, сияние. Земные существа имеют также свой блеск, который у цветов состоит в их разных колерах, у животных — в силе или ловкости, у человека — в благородном выражении лица. — Указывая на разнообразную силу сияния у небесных сил Ап. этим самым внушает читателям, что они не должны сомневаться в полноте могущества Божия. «Бог — хочет сказать Ап. — имеет достаточно силы для того, чтобы дать человеку новое, лучшее тело». Но косвенно Ап. здесь дает мысль и о том, что тела воскресших будут различны по достоинству (Иоанн Злат., Амвросий).
в) «… сеется тело душевное, восстает тело духовное. Есть тело душевное, есть тело и духовное.» (1Кор 15.44)
Указанные в 42-43 ст. противоположности имеют свою основу в различии между душевным и духовным телами. Первое предназначено к тому, чтобы служить органом души (ψυχή), т. е. жизненной силы человеческого организма, второе должно служить орудием высшего начала человеческого существа — духа (πνευ̃μα). Дух будет воздействовать на жизненный зародыш истлевшего человеческого тела, но не для того, чтобы из этого зародыша произошло точно такое же тело, какое существовало и раньше — это бывает с истлевающим зерном растения, — а для того, чтобы развитие этого зародыша пошло в другом направлении и к другой, высшей форме существования. Таким образом, явившееся вновь тело будет послушным орудием духа. — Есть тело душевное, есть тело и духовное. Это место говорит в пользу того предположения, что Ап. полагал существенную разницу между душою и духом и не считал эти оба элемента разными функциями одной и той же субстанции. Иначе непонятно, к чему бы он так настойчиво указывал на различие между телами.

г) «… плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления.» (1Кор 15.50)
Под плотью апостол имеет в виду вероломство, позорную кровь и распутную жизнь, которую порождает страсть от горячей крови. Говорит так, чтобы показать, что не только неверующий не получит достойного воскресения, но и тот, кто угождает желаниям и грехам плоти.
д) «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть…» (Деян 2.17);
По смыслу сего выражения, Дух Божий представляется, как полнота всех даров, из которой изливается тот или другой дар на того или другого верующего.
Излияния — сообщение в изобилии, подобно дождю или изливаемой воде.
«На всяку плоть…» — всем людям, всему искупленному Христом человечеству, которое войдет в состав нового Царства Христова, во все время распространения его на земле, во всех народах, без разделения иудеев и язычников. Начало исполнения этого пророчества св. Апостол и указывает в настоящий момент, полный столь дивных знамений.
е) «…для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом.» (1Кор 1.29);
Здесь совершенно ясно намерение апостола — он говорит против человеческой гордыни, чтобы никто не хвалился делами человеческими и через это не хвалился собой.
ж) «…и узрит всякая плоть спасение Божие» (Лк 3.6)
Евангелист, согласно с пророком, подразумевает здесь мессианское спасение, которое с пришествием Мессии и через Него сделается доступным созерцанию всех людей («всякой плоти» – это выражение обозначает человечество со стороны его немощи и потребности в Божественной помощи, а равно указывает и на всеобщность спасения, ср. Деян.2:17). Евангелист, очевидно, именно для того и продолжил цитату из книги Исаии, чтобы дать понять своим читателям, что спасение, приносимое Христом, назначено для всех народов.
з) «… греховного тела плоти…» (Кол 2.11)
Нечего верующим искать и в плотском обрезании, которое хотели восстановить Колосские еретики среди христиан. Та цель, которую имело в виду плотское обрезание, именно умерщвление ветхого человека, уже достигнута Колоссянами чрез принятие крещения, которое Ап. называет обрезанием, совершаемым Самим Христом. — Тело плоти — греховная человеческая природа, тело, поскольку оно подчинялось влиянию плотского настроения. Прибавление »греховного» еще более усиливает смысл всего выражения «тело плоти».
и) «… в теле Плоти Его…» (Кол 1.22)
Здесь он представляет и образ примирения, – что (Христос примирил нас) «в теле», будучи не просто язвен, или биен, или предан, но и претерпевши самую поносную смерть. Он снова упоминает о кресте, и снова указывает на другое благодеяние; не только (говорит): избавил, но намекает и здесь на то, о чем сказал выше – что сделал нас способными (к получению избавления).В частности и Колоссяне удостоились получить спасение от Христа (ср. Еф 2:12-13). — В теле плоти. Колосские лжеучители настаивали на том, что примирение людей с Богом совершают бестелесные ангельские силы. Ап. поэтому с особою силою указывает на то, что спасение людей было совершено в плотском теле Христа, в котором Он и умер за грехи людей.
А теперь кульминация вашего вопроса…. В Ветхом Завете тело и плоть обозначены одним словом «басар», в греческом же тексте Нового Завета для этих понятий есть два слова: тело (греческий текст) (лат. Corpus) и плоть (греческий текст), то есть примерно то, что теперь в гистологии называется «тканью» и представляет собой нижестоящее понятие – структурную организацию тела. Тело есть совокупность слаженно действующих органов, состоящих из (греческий текст) ткани.
В Библии плоть никогда не рассматривается как нечто дурное по своему существу (о «плотском человеке» апостола Павла скажем ниже). Иов Многострадальный, сетуя, напоминает Богу: «Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня… кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня» (Иов. 10:9,11). Плоть вышла из рук Божиих как бы из рук ткача, и Псалмопевец славит Бога: «Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей. Славлю Тебя, потому что я дивно устроен» (Пс. 138:13,14). Тем самым плоть достойна и нашего восхищения, ибо она была воспринята Сыном Божиим: «Слово стало плотию» (Ин. 1:14). Плоть способна преображаться Духом Божиим. Даже апостол Павел, который в термин «плоть» вносит некоторую смысловую двойственность, говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь; потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его» (Еф. 5:29-30).
В Послании к Евреям (2: 14) апостол Павел еще больше утверждает достоинство плоти: «Как дети причастны плоти и крови, то и Он (Иисус, – еп. К.) также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола». Поэтому и в молитвах, связанных с Причащением (до и после него), встречаются не только выражения «тело» Христово, но и «плоть». Например, в молитве перед Святым Причащением святитель Василий Великий обращается к Иисусу Христу: «Безначальнаго Отца соприсносущный Сыне и собезначальный, премногия ради благости, в последние дни в плоть оболкийся…». Или же в благодарственной молитве святого Симеона Метафраста говорится: «Давый мне пищу плоть Твою волею… паче же пройди во уды моя, во вся составы, во утробу, в сердце… составы утверди с костьми вкупе. Чувств просвети простую пятерицу».
Плоть представляется составной частью нашего телесного существа, когда человек здоров. Об этом говорят в контексте такие библейские выражения, как «плоть и кровь», «кость и плоть», «сердце и плоть». А в болезненном состоянии человека слово «плоть» может обозначать все тело, как, например, у царя Давида: «Чресла мои полны воспалениями и нет целого места в плоти моей» (Пс. 37:8) или у апостола Павла, когда он жалуется на «пакостника плоти», пишет к Галатам: «Хотя я в немощи плоти благовествовал вам в первый раз, но вы не презрели искушения моего в плоти моей и не возгнушались им, а приняли меня…» (Гал. 4:14). Когда же апостол Павел в Послании к Коринфянам о духовном человеке противопоставляет его человеку плотскому, то здесь дуализм не антропологический, а нравственный. Сказать, что человек – плотский, значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, которая дает ему возможность выражать себя только (или преимущественно) посредством этой плоти.
Наше тело, по Библии, не является простой совокупностью плоти и костей, плоти и крови, которой обладает человек во время своего земного существования. Тело не только объединяет все члены, его составляющие, – оно выражает личность в ее главных состояниях. Существование души после смерти даже в Царствии Божием не является полноценным состоянием личности. Поэтому тело должно воскреснуть, как Сам Господь, ибо, по слову Апостола, «тела ваши суть члены Христовы» и «храм живущего в вас Святого Духа» (1Кор. 6:15,19).
В ветхозаветном понимании тело достойно того же уважения. что и плоть, потому что и то, и другое выражает человека во всей его совокупности. Новый Завет более подчеркивает достоинство тела. Тогда как плоть возвращается в землю, – тело посвящено Господу. Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: «Иисус Христос уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его» (Флп. 3:21), станет «телом духовным» по образу небесного Адама (1Кор. 15:44,49).

Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.