Что происходит с русским языком в школах?

В марте было создано Общество русской словесности. Его возглавил Патриарх Кирилл. Предложение занять пост председателя Общества ему сделал президент России Владимир Путин. Отвечаем на 11 вопросов о том, что происходит с русским языком, для чего создано новое общество, и почему в нем участвует Православная Церковь.

01

Зачем нужно Общество русской словесности?

Цель Общества русской словесности — обсуждение проблем современного образования и изменения преподавания русского языка и литературы в лучшую сторону. Общество создано для того, чтобы выработать экспертную оценку ситуации, сформулировать конкретные шаги по ее изменению и добиваться их исполнения.

02

Что не устраивает в современном преподавании русского языка?

Современные школьники воспринимают урок русского языка исключительно как свод формальных правил. Тем не менее наравне с орфографией и пунктуацией важно также обучать детей культуре речи, устной и письменной, прививать им любовь и интерес к русскому языку и литературе.

03

Что происходит с русским языком?

В современном обществе наблюдается значительное снижение уровня грамотности и владения родным языком как в устной, так и в письменной речи, а также падение интереса к чтению и литературе в целом.

04

Достаточно ли часов отведено на преподавание русского языка и литературы?

По мнению экспертов в области образования — недостаточно. За последние годы количество часов, отведенных на русский язык и литературу, значительно уменьшилось. В младших классах время на уроки русского языка сокращается в пользу уроков иностранного, — что, по мнению экспертов в области образования, негативно сказывается на уровне знаний учеников. В старших классах, в зависимости от профильных дисциплин, количество часов русского языка разнится — однако, по мнению экспертов, для качественного овладения русским языком их не хватает. На литературу в старших классах в среднем отведено два урока в неделю: эксперты убеждены, что этого времени слишком мало.

05

ЕГЭ по русскому языку: есть ли за что тревожиться?

Во время подготовки к ЕГЭ у школьников развиваются навыки решения тестов «на автомате» и шаблонное мышление. При этом исключается необходимость мыслительного процесса и заглушается творческая составляющая. И еще: школьники фактически не учатся грамотно говорить, потому что на экзамене проверяется только письменная речь.

06

Будет ли Общество русской словесности как-то бороться с ЕГЭ?

ЕГЭ — это единый государственный экзамен. Нужно бороться не за то, чтобы его не было, а за то, чтобы он давал качественную проверку знаний. Но чтобы качественно проверять знания, нужно сначала эти знания давать.

07

Каков уровень подготовки современных педагогов?

Эксперты утверждают, что уровень подготовки современных педагогов очень низкий. За последние 20 лет в стране значительно сократилось число педагогических вузов: со 150 до 30. Беспокоит экспертов и система бакалавриата: по их мнению, за 4 года невозможно подготовить хорошего учителя.

08

Есть ли у учителей литературы регламент по проведению уроков?

Определенного регламента по проведению уроков литературы не существует. Есть рекомендуемый список авторов: это значит, что каждый учитель волен выбирать, какие произведения оставить за бортом, а какие включить в список, по собственному усмотрению.

09

Почему Общество русской словесности возглавил Патриарх?

Патриарх возглавил Общество, потому что с это просьбой к нему обратился президент. Церковь не является какой-то изоляционистской группой, которая заботится только о том, что происходит внутри церковной ограды: Церкви небезразлично то, что происходит с нашими детьми. А Патриарх возглавляет Общество не только как предстоятель Церкви, но и как человек, обладающий большим авторитетом в стране.

10

Кто еще участвует в Обществе?

Видные деятели культуры и искусства, филологи, лингвисты, специалисты в области преподавания русского языка и литературы. Те из участников Общества, кто не имеет прямого отношения к учительству, — это люди, которые работают в университетах непосредственно с плодами школьного образования, а также люди, которые очень хорошо знают образовательную систему и не раз демонстрировали понимание ситуации и озабоченность ею. Чиновники, ставшие членами Общества, работают в сфере образования, и именно они принимают те или иные решения по изменению образовательной системы.

11

Хочет ли Общество заставить школьников учить литературу по единому списку, как при советской власти?

Общество не хочет никого заставлять. Общество будет стремиться настоятельно убедить чиновников, принимающих решения в области образования, изменить ситуацию к лучшему. Проблема советской школы заключалась не в едином списке авторов, а в единой трактовке этих книг. О возврате к этому в Обществе русской словесности речи нет. А что касается единого списка авторов, Общество готово его рассмотреть. Эксперты убеждены, что если в одной школе дети будут читать «Войну и мир», а в другой вместо нее, к примеру, современное фентези, наше население нельзя будет называть одним народом.

Материал подготовлен на основе выступлений членов Общества русской словесности на заседании Патриаршего совета по культуре
(9 марта 2016 года) и в СМИ

Читайте также:

Александр Привалов: Куда приводят школьные реформы?

3
0
Сохранить
Поделиться: