Что имел в виду древнеримский поэт Ювенал, когда писал о «здоровом теле» и «здоровом духе»?

архивный материал

Здоровый образ жизни — идея-фикс нашего времени. Еще бы, ведь «в здоровом теле — здоровый дух». Об этом, по мнению многих, известно еще со времен античности. Эта мысль настолько естественно звучит в наше время, что эксплуатируют ее самым широким образом: как девиз тысяч спортивных соревнований и олимпиад, как фразу дня в салонах красоты… Так зовутся и книжные стенды в детских библиотеках. И книги сценариев к праздникам и вечеринкам. И уж совсем любопытно выглядит под «здоровым» афоризмом система философии крийя-йоги. Однако древнеримский поэт Ювенал (60-130 по Р. Х.), которому приписывают авторство этих слов, наверно, очень удивился бы, увидев, кто и как его теперь «цитирует». А может, и огорчился бы. Не за себя — за нас, современных людей. Ведь и теперь его слова звучат как нельзя более актуально. Но вот слышим ли мы их…

Что же, собственно, не так? Что в наших взглядах удивило бы Ювенала? Начнем с того, что поэт-сатирик Децим Юний Ювенал действительно стал автором слов mens sana in corpore sano, которые трудами переводчиков известны нам как «в здоровом теле — здоровый дух». Однако такой перевод можно смело назвать ложным. Известно, что вырванные из общего контекста цитаты — вещь опасная, и данный пример это подтверждает. Достаточно сравнить обрывок мысли с полной ее «версией»: orandum est ut sit mens sana in corpore sano — «надо молить, чтобы ум был здравым в теле здоровом» (перевод Д. С. Недовича и Ф. А. Петровского), и станет ясно, что Ювенал имел в виду совсем другое. В Х книге «Сатир» он весьма предметно рассуждает, в том числе, о нравственности. Например, упомянутый стих адресован тем, кто чересчур погрузился в заботы о собственном теле, позабыв о духовном развитии. Таких в Риме времен Ювенала было более чем достаточно. С точки зрения нравственности древняя империя разлагалась день ото дня все больше. И сатирик-мыслитель указывал своим современникам другой вектор: пусть физические упражнения сопутствуют духовному развитию, которое и должно быть приоритетно. Далее он пишет: «Бодрого духа проси, что не знает страха пред смертью, что почитает за дар природы предел своей ЖИЗНИ…» Скорее, Ювенал даже призывает готовиться к смерти — стяжать «дух бодрый», ведь земная, телесная жизнь не вечна.

Децим Юний Ювенал. Римский поэт-сатирик. Родился близ Рима в 60 г. по Р. Х., умер в Египте в 127 г. по Р. Х. Автор 16 сатир в пяти книгах.

Появление интереса к Ювеналу в России связано с именем Петра Первого. Когда царь путешествовал по Европе, на глаза ему попался сборник сатир римского поэта. Петр по достоинству оценил стихи, выписал себе Ювенала в голландском переводе и погрузился в его изучение. С тех пор римский сатирик стал популярен и у нас. Уметь «потолковать об Ювенале» считалось признаком хорошей светской образованности, коей, к примеру, Пушкин наделил Онегина.

Интересно, что ложный перевод афоризма органично вписался и в идеологию советского времени. Ее идейной опорой был марксизм, полагавший базисом общества и государства производственные отношения. Бытие определяет сознание — таков главный его принцип. Политика, культура, религия — являются лишь надстройкой к экономическому базису. По аналогии следует воспринимать и бытие человека. Его духовное здоровье должно опираться на хорошую физическую форму. Удовлетворив же свои материальные потребности, человек сам отойдет от «кормушки» и двинется дальше — к культурным и нравственным высотам.

С этой мыслью спорили всегда. Один из эпизодов романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» посвящен изготовлению подопытного существа, который должен был бы некоторое время пожить желудочными потребностями, а потом, накушавшись всласть, взять и окультуриться. Но… этого бедняга уже не успел. Он просто лопнул — в буквальном смысле. От переедания. И никаких других потребностей у него не возникло.

В 1988 г. писатель Леонид Леонов заметил, что если духовное здоровье действительно определяется здоровьем физическим, то вскоре все человечество, за исключением спортсменов, станет аморальным. Наверное, Ювеналу пришлось бы по душе такое замечание. Ведь если все внимание и силы уходят лишь на поддержание физической формы и внешности, то на духовное развитие времени не остается, — о чем, собственно, и предупреждал он своих современников, но не был услышан ни тогда, ни 20 веков спустя. Ради интереса можно спросить, читают ли в салонах красоты и фитнес-центрах Ювенала… Согласно нашей формуле, вечные их пленники должны знать римского сатирика наизусть, причем в оригинале.

В целом же Ювенала постигла судьба многих ложно понятых великих людей, чьи мысли порой перевирались до неузнаваемости. Он ратовал за духовность общества, а вписан в историю борьбы за «здоровый образ жизни».

Mitrofanova МИТРОФАНОВА Алла
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
2005-27-4 № 4 (27) 2005
рубрика: Архив » 2005 »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.