На 1-ой и 4-ой страницах обложки – рисунки Анастасии Пассовой.

Пролог:

(на заставке – фото Юрия Курбатова)

Арсений Тарковский. «Я учился траве, раскрывая тетрадь…». Стихотворение. 1956// Фома. – Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.2. – (рубрика «Пролог»).

Содержание: С.3.

Год учителя:

Светлана Медведева, супруга Президента России, председатель попечительского совета целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России», президент Фонда социально-культурных инициатив. Формула нравственности. Выступление на XIV Всемирном Русском Народном Соборе (май 2009 года), посвященное современной школе, роли религии в процессе воспитания, особой ответственности педагога. Фото предоставлено пресс-службой Патриарха Московского и всея Руси/Сергей Власов// Фома. – Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.4-5. – (рубрика «Год учителя»).

Колонка главного редактора:

Монолог:

Владимир Легойда. О творческой любви. Фото Владимира Ештокина. Ил.: Фра Беато Анжелико. Христос и 12 апостолов. 1440-1441. Фреска. Монастырь Сан Марко, Флоренция// Фома - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора. Монолог»).

Интервью номера:

Три вопроса учителю. На вопросы журналистов «Фомы», касающиеся их работы в школе, отвечают: иерей Андрей Постернак, декан исторического факультета ПСТГУ, директор Православной Свято-Петровской школы (бывшая Традиционная гимназия), и поэтесса Инна Александровна Кабыш (в течение многих лет преподает литературу и мировую художественную культуру в московской школе №1274). Материал подготовили Дарья Рощеня и Валерия Посашко. Рисунок Ксении Наумовой// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.8-11. – (рубрика «Интервью номера»). В начале публикации (С.8) помещены две краткие биографические справки: «Иерей Андрей Постернак» (Фото Максима Праздника) и «Инна Александровна Кабыш» (Фото из архива автора)

  ВЕРА (раздел). – С.12-23.

Сергей Худиев. Учитель и учителя. Фото с сайта www.nasaimages.org// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С. 12-15. – (раздел «Вера»).

Андрей Десницкий. «Учитель Израилев». Статья кандидата филологических наук, библеиста Андрея Десницкого разъясняет, что означали в древнеизраильском обществе слова «Учитель» и «ученики». Кто, кого, чему и как там учил? Ил.: Эрик де Соссюр. Иисус посреди учителей. 1968 г.// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.16-17. – (раздел «Вера»).

Новомученики:

Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Выбор одного учителя. Памяти священномученика Феодора (Недосекина). Фото Владимира Ештокина и документальные фото, представленные автором// Фома. Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.18-19. – (раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Юрий Вяземский. Учитель не может уйти. Беседа с профессором МГИМО, писателем и телеведущим Ю. Вяземским. Беседовал Константин Мацан. Фото Владимира Ештокина и «РИА Новости»// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.20-23. – (раздел «Вера»).

ЛЮДИ (раздел). – С.24-67.

Марина Журинская. Мечты, мечтыРазмышления о том, чего ждут от школы и друг от друга родители, дети, учителя. Фото «РИА Новости» и Михаила Моисеева// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.24-29. – (раздел «Люди»).

Монолог:

Антон Буслаев, кандидат педагогических наук. Служить нельзя прислуживать. Об учительской мотивации – и не только. Автор – школьный учитель с 1991 года, в 2002 году защитил диссертацию по методике преподавания математики. Фото Владимира Ештокина// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.30-31. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»). Имеется краткая биографическая справка «Антон Владимирович Буслаев» (С.30).

Константин Мацан. Не люблю, когда меня воспитывают… Вымышленный дневник, который мог бы оказаться настоящим. Корреспондент «Фомы» побывал в московской школе № 353 им. А С. Пушкина, побеседовал с директором, посмотрел на учеников – и позволил себе пофантазировать: «Если бы я был восьмиклассником в этой школе, то…». Фото Михаила Моисеева// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. - С.32-39. – (раздел «Люди»).

Монолог:

Елена Литвяк. Идеальный мир детства, или Дневник педагогических странствий.* Фото Владимира Ештокина// Фома. – Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.40-41. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»). Имеется краткая биографическая справка «Елена Викторовна Семерикова (в девичестве Литвяк)» - С.40.

*Этот материал опубликован также// Фома. - №9(89) – сентябрь 2010. – С.58-59. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»).

Дарья Рощеня. Один день в … «Традиционной гимназии». Фоторепортаж из московской Традиционной гимназии* (директор – отец Андрей Постернак). Фото Владимира Ештокина// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя.- С.42-51. – (раздел «Люди»).

*В настоящее время переименована в Православную Свято-Петровскую школу. При прохождении очередной аккредитации отказано в статусе гимназии, так как здесь не преподают ни древних языков, ни Литургики.

Дмитрий Шеваров. Первая учительница. Автор рассказывает о своей первой учительнице – Юлии Николаевне Архиповой. Фото из архива автора. Рисунки Ксении Наумовой// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.52-57. – (раздел «Люди»).

Монолог:

Юлия Вешникова, директор благотворительного фонда «Дар». Современная школа: какой она может быть? Подготовила Валерия Посашко. Фото Юрия Казачкова// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.58-59. - (раздел «Люди», рубрика «Монолог»). Имеется краткая биографическая справка «Юлия Эдгаровна Вешникова» (С.58).

Протоиерей Игорь Фомин. Победа начинается за партой. Куда отдать учиться ребенка из православной семьи? Как избежать проблем, которые возникают у родителей школьников? Как вести себя православному учителю в светской школе? Об этом и многом другом говорится в интервью с клириком храма Казанской Божией Матери на Красной площади протоиереем Игорем Фоминым. Беседовала Дарья Рощеня. Фото Владимира Ештокина, Юлии Линде/ фотошкола «Позитив»// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.60-65. – (раздел «Люди»).

Бесформенная жизнь. Подготовила Елизавета Киктенко. О единой школьной форме, впервые введенной в России в 1834 году, много раз отменявшейся и окончательно упраздненной в 1992-ом. В наши дни, взвешивая все «за» и «против», и родители, и учителя задумались: не вернуть ли форму в российские школы?// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.66. – (раздел «Люди»).

«Нужна ли школьная форма?». Подборка ответов на вопрос, поставленный редакцией. Фото ИТАР-ТАСС, «РИА Новости»// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.67-69. – (раздел «Люди»). Представлены следующие высказывания:

Артем Булгаков, ученик 6 класса, Нижний Новгород. Форма – это свобода. Фото протоиерея Игоря Пчелинцева. – С.67;

Римма Зандман, учитель литературы высшей квалификации, Москва. Форма – это статус школы. Фото из архива автора. – С.68;

Священник Кирилл Сладков, преподаватель курса Основ православной культуры в Аграрном и Медицинском колледжах, настоятель храма Зачатия Иоанна Предтечи, город Коломна, Московская область. Не уравниловка, а равенство. Фото из архива автора. – С.68;

Ирина Рахимова, семейный психолог, директор центра «Православная семья», Москва. Порядок в одежде – порядок в голове. Фото из архива автора. – С.68;

Вадим Коврижкин, кандидат экономических наук, Москва. Пусть дети конкурируют добродетелями. Фото из архива автора. – С.69;

Дарья Крылова, студентка I курса филологического факультета МГУ, Москва. Я хочу быть собой. Фото из архива автора. – С.69.

КУЛЬТУРА (раздел). – С.70-97.

Учитель: история профессии. Беседа с философом и культурологом, профессором Высшей школы экономики Александром Львовичем Доброхотовым. Беседовал Виталий Каплан. Фото «РИА Новости», из архива автора. Иллюстрирование предоставлено Музеем образования, г. Москва// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.70-77. – (раздел «Культура»).

Галерея:

Дарья Рощеня. Музейная педагогика, или Дети из Третьяковки. Об опыте работы необычной изостудии, уже двадцать с лишним лет существующей в инженерном корпусе Третьяковской галереи. Материал проиллюстрирован большой подборкой рисунков, выполненных маленькими студийцами// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.78-83. – (раздел «Культура», рубрика «Галерея»).

Вероника Агафонова. Актуальная педагогика: Симон Соловейчик. О широко известном в 80-е годы ХХ века педагоге, писателе, публицисте и философе, чьи мысли о воспитании удивительно перекликаются с христианским мировосприятием. Фото Марии Митрониной// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ год учителя. – С.84-85,86-87. – (раздел «Культура»). Имеется биографическая справка «Симон Львович Соловейчик (1930-1996)» - С.84.

Учение с увлечением. Педагогика для всех. Подборка афоризмов, мыслей, высказываний// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.85-86, 87. – (раздел «Культура»).

Евгений Кондратенко. Жила-была учительница. О Ксении Владимировне Ползиковой-Рубец, которая в блокадном Ленинграде была в школе учительницей истории, окружила заботой своих мальчишек и девчонок, учила побеждать смерть, помогала, чем могла, знакомым и незнакомым. После Дня Победы 1945 года она прожила совсем немного, но остались ее блокадные дневники. Рисунки Марии Заикиной// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.88-91. – (раздел «Культура»).

Кира Марчук. «Монастырь-школа». Фотоочерк о необычных школьных поездках. Уже в течение шести лет московская средняя общеобразовательная школа «Православный Центр непрерывного образования во имя преподобного Серафима Саровского» регулярно устраивает для школьников, в том числе и из многодетных и малоимущих семей, паломнические поездки по святым местам России.* Фото из архива школы// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С92-93. – (раздел «Культура»),

Этот проект, получивший название «Монастырь-школа», стал лауреатом конкурса «Серафимовский учитель», который ежегодно проводится Фондом преподобного Серафима Саровского. Фонд поддерживает ряд социально-педагогических проектов, выделяя на них гранты.

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Инна Кабыш. Жизнь не тесна. Подборка стихотворений («Все рвется родина, где тонко…», «Поэт, ты думаешь, тебя…», «Люби меня, Господь, такой как есть…» и др.). Автор вступ. заметки Павел Крючков, редактор отдела поэзии журнала «Новый мир». Фото Елизаветы Киктенко. Рисунок Марии Заикиной// Фома. – Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.94-95. - (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

*Этот материал опубликован также// Фома. - №3(59) – март 2008. – С.120-121. – (рубрика «Строфы»).

Обзоры:

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

Юрий Нечипоренко. Ярмарочный мальчик. - М.: Издательство «Жук», 2009. – 84 с./ Представляет Виталий Каплан// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.96. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

По жанру это популярно изложенная биография Гоголя. Однако и по своему построению, и по содержанию, и по стилистике «Ярмарочный мальчик» не совсем обычная книга. Ее предполагаемый читатель – подросток 11 – 14 лет. Отсюда язык книги – живой, ироничный, свободный как от наукообразной зауми, так и от сюсюкающего примитивизма. Раскрываются темы, обычно опускаемые на школьном уровне. Главы «Деньги Гоголя», «Гоголь и женщины», «Гоголь и шаманы» могут шокировать учителей старого закала. Большое внимание автор уделяет теме религиозности Гоголя и вытекающей из нее публицистике писателя. При этом он не изображает Гоголя ни религиозным фанатиком, ни образцовым праведником. Имеются полезные справочные приложения: «Основные события жизни писателя», «Земляки Гоголя, его ближайшие друзья», «Известные лица, поддержкой которых Гоголь пользовался», «Лица, имевшие в жизни Гоголя значение». Книга оформлена блестящими иллюстрациями Евгения Подколзина.

Энциклопедия для детей. Россия: Православие. – М.: Издательство «Мир энциклопедий Аванта+», 2009. – 480 с./ Представляет Сергей Худиев// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.96. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Все, что православному человеку необходимо знать о своей вере, все, что нужно для знакомства с духовной традицией, сформировавшей русскую культуру, содержится в этом издании. Оно охватывает широкий, почти исчерпывающий круг вопросов – от самых фундаментальных истин Православия до деталей богослужения, церковного устройства и истории. Книга богато иллюстрирована, причем иллюстрации носят характер не столько украшения, сколько ценного познавательного материала; многие из картин, икон, скульптур, воспроизведенных в энциклопедии, читатель увидит впервые. И взрослый, и ребенок, и православный, и далекий от православия человек найдут для себя в этом издании как обширный справочник по церковному вероучению, так и учебник, по которому можно восполнить свое образование, а вдобавок ко всему – просто увлекательное, духовно здоровое чтение.

Ирина Троицкая. Добрый дом. – Кострома, Костромской областной союз женщин, 2009. – 158 с./ Представляет Виталий Каплан// // Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.97. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Книгу Ирины Михайловны Троицкой, заслуженного учителя России, -писателя и поэта, - формально можно отнести к жанру публицистики. Это цикл очерков о детских домах Костромы, о людях, которые посвятили свою жизнь детям. Важно, что о проблемах современного сиротства, о детской безнадзорности, о положении дел с нынешними российскими детдомами и интернатами говорит не заезжий журналист, а учитель, обладающий огромным педагогическим стажем, постоянно общающийся с работниками детских домов и приютов. Взгляд ее одновременно и оптимистичный, и трезвый. Не лакируя действительность, она все-таки находит в ней безусловно позитивный опыт и умеет показать его всесторонне.

Виктор Николаев. Безотцовщина. Документальная повесть. – М.: СофтИздат, 2008. – 200с./ Представляет Вероника Бузынкина// // Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.97. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Это довольно тяжелая книга. Она знакомит читателя с воспитанниками колонии для несовершеннолетних. Подростки, находящиеся в заключении, рассказывают о своем детстве, о том, как стали преступниками. Но автор не стремится испугать и привлечь читателя «страшилками» из жизни. На страницах «Безотцовщины» встают живые страдающие люди, достойные жалости и понимания. Вслед за Достоевским Виктор Николаев считает, что «каждый за всех виноват» и что проблема этих вчерашних детей, а нынешних преступников – наша общая, и решать ее надо как на государственном уровне, так и своем сердце.

Н. А. Барская. Наши дети и художественная литература. – М.: Лепта, 2005. – 329 с./ Представляет Виталий Каплан// // Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.97. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

То, что современные дети мало читают, ни для кого не секрет. А что же делать? Книга Н. А. Барской как раз посвящена ответу на этот вопрос. Но автор ставит его шире – а как вообще воспринимается чтение художественной литературы в православной традиции? Обращаясь к наследию святых отцов, она показывает, что те вовсе не отвергали художественную литературу. Просто они учили отличать неприемлемое для христианина от того, что, наоборот, может обогатить душу. Опираясь на классическую традицию восприятия художественной литературы, на мнения Пушкина, Достоевского, Диккенса, автор дает конкретные рекомендации, на что нужно обратить внимание родителям, формирующим круг чтения детей.

Эпилог:

Меркурий, епископ Зарайский, председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви. Школа воспитывает всегда. Хотим мы того или нет. О материалах этого выпуска журнала «Фома»// Фома. - Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.98-99. – (рубрика «Эпилог»).

0
0
Сохранить
Поделиться: