Библиография. «Фома» №9(89) – сентябрь 2010

Содержание номера - "Фома". Православный журнал для сомневающихся - №9(89) – 2010

 

1 страница обложки – портрет супруги Президента России Светланы Владимировны Медведевой (фото предоставлено оргкомитетом празднования Дня семьи, любви и верности в Российской Федерации). См. беседу с ней в рубрике «Интервью номера» (С.6-9).

 

Пролог:

(на заставке – фото Виталия Шевелева)

 

Александр Ткаченко. «Темно глядит в моё окно…». Стихотворение// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.2.(рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С. 3.

 

Колонка главного редактора:

 

Монолог:

 

Владимир Легойда. Зачем зашифровывать Патриарха? К вопросу об оценке журналистами деятельности Предстоятеля Русской Церкви*. Фото Владимира Ештокина и фото из архива пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.4-5. – (рубрика «Колонка главного редактора. Монолог»).

*Опубликовано в «НГ-Религии» 18 августа 2010 г.

 

Интервью номера:

 

«Наша молодежь искренне ищет правду». Беседа с супругой Президента России Светланой Владимировной Медведевой. Беседовал Владимир Легойда. Фото «РИА Новости», ИТАР-ТАСС и фото из архива пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.6-9. – (рубрика «Интервью номера»).

См. также: Об интервью с первой леди. Отклик на интервью номера (№89, сентябрь 2010). Автор отклика – Виктория Голубкова, Санкт-Петербург, группа друзей «Фомы» на сайте vkontakte.ru// Фома. — №10(90) – октябрь 2010. – С.97. – (рубрика «Отклики»).

 

Тема номера. Ложь о Церкви:

 

Победить мифологию. Вступление от Редакции// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.10-11. – (рубрика «Тема номера. Ложь о Церкви»).

 

Первое апреля круглый год. Беседа с сотрудником Российского агентства международной информации, «РИА Новости», главным редактором интернет-журнала «RussiaProfile.org» Андреем Золотовым. Беседовал Алексей Соколов. Фото «РИА Новости»// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.12-13,14-15, 16-17. – (рубрика «Тема номера. Ложь о Церкви»). Имеется биографическая справка «Андрей Золотов» (С.12).

 

На врезках помещены:

 

Подборка материалов «Пять наиболее громких слухов о Церкви за последний год»// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.13,14,15,16,17. – (рубрика «Тема номера. Ложь о Церкви»). Содержится пять частей:

 

1-е место:* <Ересь отныне – уголовное преступление>. Слух; На самом деле. – С.13;

 

2-е место: <Икона для миллионеров>. Слух; На самом деле. – С.14;

 

3-е место: <Церковники отбирают у крестьян колодец>. Слух; На самом деле. – С.15;

 

4-е место: <Верующих заставляют поклоняться мощевику в форме «сатанинского благословения»>. Слух; На самом деле. – С.16;

 

5-е место: <Патриарх Кирилл переименовывает улицы в Киеве> Слух; На самом деле. – С.17;

 

*Комментарий. Автор – протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимоотношениям Церкви и общества. – С.13.

 

Встречались ли Вы с ложью о Церкви?. Кто и зачем ее распространял и повлияла ли она на Вашу веру? Подготовили Елизавета Киктенко, Татьяна Михалева, Валерия Посашко и Юлия Шабанова// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.18-20. – (рубрика «Тема номера. Ложь о Церкви»). На вопрос ответили:

 

Леонид Блехер, социолог, специалист Фонда «Общественное мнение», Москва. Разговор с пустотой. Фото из архива автора. – С.18;

 

Илья Переседов, директор информационных программ телеканала «Russia.ru», журналист-аналитик, Москва. Не молчать. Фото из архива автора. – С.18;

 

Виктор Лупан, французский книгоиздатель. Глава редакционного совета газеты «Русская мысль», Париж. Церковь и КГБ. Фото Георгия Пинхасова. – С.19;

 

Константин Эггерт, член редакционного совета журнала «Pro et contra», Московского Центра Карнеги, Москва. Страховой полис для шарлатанов. Фото из архива автора. – С.19;

 

Борис Корчевников, тележурналист, Москва. Честная ложь. Фото Владимира Ештокина. – С.19;

 

Олеся Николаева, поэт, прозаик, эссеист, жена священника, Москва. Пятая колонна. Фото из архива автора. – С.20;

 

Анна Безлюдная, генеральный продюсер телевизионного агентства «ПРОФИ ТВ», Киев. Иск за духовный ущерб. Фото из архива автора. – С.20;

 

Александр Соколов, ректор Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского, с 2004 по 2008 гг. министр культуры и массовых коммуникаций РФ, Москва. Место для удара. Фото ИТАР-ТАСС. – С.20.

 

Реклама: С.21.

 

ВЕРА (раздел). – С.22-37.

 

Александр Ткаченко. Урок Иоанна Кронштадтского. Как не перепутать покаяние с исповедью. В оформлении использованы рисунки Антуана де Сент-Экзюпери// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.22-27. – (раздел «Вера»).

 

Новомученики:

 

Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. На смерть – как на брачный пир. Памяти священномученика Варсонофия (Лебедева) и преподобномученицы Серафимы (Сулимовой). Фото Владимира Ештокина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.28-29. – (раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

15 сентября Русская Православная Церковь отмечает память священномученика Варсонофия (Лебедева), епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, и преподобномученицы Серафимы (Сулимой), игумении Ферапонтова монастыря. Священномученик Варсонофий родился в 1871 году в Новгородской губернии в семье псаломщика, в крещении был наречен Василием. Окончил Новгородскую духовную семинарию. В 1895 году пострижен в монашество с именем Варсонофий, рукоположен в иеромонаха и назначен на должность миссионера, а в 1909 году — возведен в сан архимандрита. 8 января 1917 года хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. Когда в России начались преследования священнослужителей, продолжал неустанно призывать народ к вере, к жизни в церкви. В двадцати километрах от Кириллова в древнем Ферапонтовом монастыре   подвизалась первая после восстановления обители игумения Серафима (Сулимова). Родилась в 1858 году в городе Устюжна Новгородской области. В 1874 году поступила в Леушинский монастырь. В 1901-м была пострижена в монашество с именем Серафима и вскоре пришла в Ферапонтово. 2 июля 1906 года была назначена игуменией. 12 мая 1918 года в связи с отказом крестьян допустить представителей советских властей к описи монастырского имущества игумению Серафиму вызвали в Кирилловский исполком на допрос и арестовали, обвинив в подстрекательстве к бунту. 14 сентября был арестован и заключен в ту же тюрьму в Кириллове епископ Варсонофий. На следующий день около пяти часов утра его, игумению Серафиму и еще четырех мирян в сопровождении двадцати красногвардейцев вывели из тюрьмы и расстреляли. Они встретили мученический конец с достоинством и молитвой.

 

Марина Журинская, Арсений Русак. Кое-кто говорит, что Бога нет… А хорошо ли это? (Беседа в редакции). Фотоколлажи А. М. Первощикова// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.30-35. – (раздел «Вера»).

 

Простые вопросы:

 

Фотофакт:

 

Церковь — погорельцам. Информация о том, какую помощь Русская православная церковь оказала людям, лишившимся имущества в результате лесных пожаров. Фото Дениса Маханько// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.36. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Фотофакт»).

 

На самом деле:

 

Добродетельный атеист. Неужели верующий грешник, получивший перед кончиной отпущение грехов, более достоин Царствия Божия, чем добродетельный человек, бывший атеистом? Отвечает Сергей Худиев// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.36. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. На самом деле»).

 

Простые вопросы:

 

Почему женщинам надо прикрывать голову в церкви, а мужчинам – нет?; Как в православной стране, где самоубийство считалось грехом, было возможно, что офицеры пускали себе пулю в висок, чтобы сохранить честь? Отвечает Сергей Худиев// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.37. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы»).

 

Ответ священника:

 

Нечистое животное. «…Недавно верующая подруга сказала мне, что держать собаку в доме – грех, потому что в Библии сказано, будто собака – нечистое животное. Как теперь быть?». Отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора. Ил.: «Проводы Товии». Фриц фон Уде. 1893 г.      // Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.37. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Ответ священника»).

 

ЛЮДИ (раздел). – С.39-67.

 

Протоиерей Федор Бородин, настоятель храма в честь святых Космы и Дамиана на Маросейке в Москве. Спасение на байдарках, или Приходская жизнь вне стен храма.* Записала Дарья Рощеня. Фото из архива общины Храма Космы и Дамиана на Маросейке// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.38-43. – (раздел «Люди»).

*С 2000 года прихожане храма Космы и Дамиана совершают совместные байдарочные походы, создают летние выездные приходские лагеря и проводят ролевые игры. О том, зачем это делается и какой смысл заключается в совместном отдыхе целого прихода, рассказывает отец Федор.

 

У вас будет ребенок:

 

Совместный проект журнала «Фома», рубрики «У вас будет ребенок» передачи «Пока все дома» (Первый канал) и Департамента социальной защиты населения Ивановской области.

 

Найти малыша по видеопаспорту. Авторы — Тимур и Елена Кизяковы// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.44-45. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Даша. Видеопаспорт № r4j (Мои достижения; Обо мне; Мое здоровье; Я люблю; Мои документы). – С.44;

 

Дима. Видеопаспорт № iu6o (Я люблю; Обо мне; Мои достижения; Мое здоровье; Мои документы). – С.45;

 

Куда обращаться будущим родителям Даши и Димы. – С.45;

 

В помощь усыновителям. Можно ли по телефону получить консультацию по вопросам устройства ребенка в семью? На вопрос отвечает Наталья Смирнова – руководитель проекта «Горячая линия» при Информационном центре содействия семейного устройства «Дети в семье». – С.44-45.

 

 

Алексей Соколов. После огня. О том, как Церковь участвовала в борьбе с лесными пожарами, какими конкретными делами епархии помогали населению пострадавших районов, спасателям, и какую роль духовенство сыграло в преодолении случившейся трагедии. Фото Владимира Ештокина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.46-48,50-51. – (раздел «Люди»).

 

На врезках к статье – заметки очевидцев и участников событий:

 

Виктория, Санкт-Петербург. Предупреждение// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.48. – (раздел «Люди»);

 

Антон, доброволец противопожарной группы, Москва. «Это не фашистские танки…»// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.49. – (раздел «Люди»).

 

См. также иллюстрацию к очерку: «После огня» — фото Артема Фалина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.99 (3-я страница обложки) и отклики: Церковь – не где-то там… Отклик на репортаж «После огня» (№89, сентябрь 2010). Автор отклика – Александр Дружинин, Нижний Новгород// Фома. — №10(90) – октябрь 2010. – С.96. – (рубрика «Отклики»); Зачем Церковь собирала деньги на погорельцев, если это делала власть? Отклик на репортаж «После огня» («Фома» №9(89), сентябрь 2010 года). Письмо читателя – Михаил, Белая Калитва и Ответ редакции// Фома. — №12(92) – декабрь 2010. – С.96. – (рубрика «Отклики»).

Оптимизм верующего. Обозреватель газеты «Известия» Борис Клин рассказывает об игумене Амвросии (Шевчуке) – настоятеле храма святого Никиты в селе Бывалино Павлово-Посадского района Московской области и организованном при этом храме православном детском приюте «Никита». Этим летом из-за пожара приют лишился вещевого и продовольственного складов, сгорели воскресная школа, трапезная. Подготовил Константин Мацан. Фото Кирилла Миловидова/ журнал «Нескучный сад»// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.52-53. – (раздел «Люди»).

 

Ольга Остроумова, актриса, член попечительского совета Николо-Берлюковской пустыни,* игумен Евмений (Лагутин), настоятель Николо-Берлюковской пустыни. «Это место я полюбила сразу». Беседовала Оксана Головко. Фото Владимира Ештокина, фото ИТАР-ТАСС// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.54-57. – (раздел «Люди»).

*Находится в Ногинском районе Московской области. Разговор о том, как идет восстановление разрушенной обители и о том, что открывает для себя современный человек, приезжая в монастырь.

 

Монолог:

 

Елена Литвяк. Идеальный мир детства, или Дневник педагогических странствий.* Фото Владимира Ештокина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.58-59. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»). Имеется краткая биографическая справка «Елена Викторовна Семерикова (в девичестве Литвяк)» — С.58.

*Этот материал публикуется также в спецвыпуске журнала «Фома»// Фома. Спецвыпуск. 2010/ Год учителя. – С.40-41.

 

Кадры:

 

Учительская история, или Педагог глазами фотографа. В мае 2010 года в притворе храма св. мц. Татианы прошла выставка фотошколы «Позитив» (действует при факультете журналистики Российского православного института св. Иоанна Богослова), где были представлены работы выпускников курса «Мастер документальной фотографии». Это — несколько фотоисторий о буднях, трудах, увлечениях самых разных верующих людей. «Фома» публикует три такие истории, посвященные учителям// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.60-65. – (раздел «Люди», рубрика «Кадры»). В материалах рубрики запечатлены:

 

Протодиакон Игорь Михайлов – кандидат богословия, помощник по представительской работе ректора МДАиС, заведующий Церковно-археологическим кабинетом при МДА, старший диакон Покровского академического храма. Преподает в МДС литургику, в иконописной школе историю Русской Церкви, в Регентской школе церковный устав. Художник, учитель, музыкант, отец четверых детей. Фотограф – студентка Акулова Ольга. – С.60-61;

 

Преподаватель Людмила. Работает учителем начальных классов в одной из зеленоградских школ, а также в Воскресной школе Никольского храма, аспирантка МГПУ (исследует тему «Духовно-нравственное воспитание в учебном процессе»). Фотограф – студентка Луковникова Алена. – С.62-63;

 

37-летний Георгий. Служит алтарником в Храме иконы Смоленской Божией Матери в Дубне, преподает основы православного вероучения в иконописной школе им. Преподобного Алипия Печерского, воспитывает троих детей. Работает установщиком межкомнатных дверей, водит и сам чинит свою любимую «Ладу», увлекается черно-белой фотографией. Фотограф – студент Сенов Олег. – С.64-65.

 

Артем Булгаков, победитель детского литературного конкурса «Волшебное слово»,* занимается в детской студии журналистики «Журналенок» при Центральной детской библиотеке им. Горького, прихожанин собора святого благоверного князя Александра Невского, Нижний Новгород, 12 лет. Ангел по имени Оля. Рисунки Юлии Кузенковой// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.66-67. – (раздел «Люди»).

*конкурс «Волшебное слово» проводится с 1998 года. Его организует московский детско-юношеский центр «Пресня». Подробнее – см. http://ducpresnia.ru/volslov.html.

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С 68-87.

 

Третий Рим. История одной идеи. Беседа с Ниной Васильевной Синицыной, доктором исторических наук, автором монографии «Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции» (М., 1998). Беседовал Виталий Каплан. Ил.: Фрагмент фрески Пьетро Каваллини в церкви Санта Мария ин Арачели в Риме (основана в VI веке); Фрагмент из послания старца Псковского Елеазарова монастыря Филофея к великому князю Московскому Василию Иоанновичу; Символы четырех царств древности: Вавилонского, Мидийского, Персидского и Македонского. Из греческой рукописи XI века// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.68-73. – (раздел «Культура»).

 

Монолог:

 

Юрий Арабов, сценарист. Моя работа – не иконопись. О сценарии фильма о святителя Алексии Московском.* Фото Владимира Ештокина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.74-75. – (раздел «Культура», рубрика «Монолог»).

*Производство КТК «Православная энциклопедия», режиссер Андрей Прошкин, в главной роли Максим Суханов.

 

Алексей Соколов. Монастырь эпохи возрождения. О Московском Донском монастыре, который является одной из немногих обителей, переданных не в пользование, а в полную собственность Церкви, и может послужить примером не только гармоничных церковно-музейных отношений, но и эталоном сохранения московской архитектуры. Фото Владимира Ештокина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.76-79. – (раздел «Культура»). Имеется врезка: «Донской монастырь». Справка. — С.77.

См. также: Музеи и Церковь: миротворчество. Отклик на статью Алексея Соколова «Монастырь эпохи возрождения» («Фома», №9(89), сентябрь 2010 года)/ Елизавета Бочнева, из группы «Фомы» вконтакте.ру// Фома. — №3(95) – март 2011. – С.97. – (рубрика «Отклики»).

 

Обзоры:

 

Что читать:

 

Священник Филипп Парфенов. Путь человеческий. Развернутая рецензия на книгу: Протоиерей Александр Мень – путь человеческий. К 75-летию со дня рождения протоиерея Александра Меня. Составитель – священник Виктор Григоренко. — М.: Издательский дом «Жизнь с Богом, Центр книги ВГБИЛ им. М. И. Рудомино, 2010. – 64 с.*// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.80-81. — (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

*Небольшой фотоальбом, вышедший в год 75-летия со дня рождения и 20-летия со дня мученической кончины отца Александра Меня. Многочисленные фотографии, часть из которых публикуется впервые, фактически воспроизводят музейную экспозицию, которая уже несколько лет действует в культурно-просветительском центре в поселке Семхоз под Сергиевым Посадом, где более четверти века (с 1964 по 1990 год) жил замечательный пастырь, проповедник и миссионер. И где 9 сентября 1990-го на пути в храм он погиб от рук неизвестного убийцы. Фотоальбом кратко прослеживает весь жизненный путь отца Александра от младенчества до его последних дней, полных многочисленных публичных выступлений, поездок, конференций, проповедей на радио и телевидении. Почти каждая страница альбома сопровождается не только краткими комментариями, но и цитатами из высказываний Александра Меня, его воспоминаний о себе самом и о времени, в котором он жил. В качестве предисловия к изданию приводится отрывок из посвященного отцу Александру выступления митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия.

 

Представлены и отрецензированы издания:

 

Протоиерей Александр Авдюгин. Рассказы сельского священника: приходские хроники II. – М.: Лепта Книга, 2009. – 320 с. – (Живой Журнал – новый формат!)/ Представляет Ирина Лукьянова// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.82. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Это уже вторая книга протоиерея Александра Авдюгина, который православному сектору «Живого Журнала»        известен под юзернеймом rebrik. Он настоятель двух храмов – один из них в селе Ребриково, другой в городе Ровеньки Луганской области. Второй том его «Рассказов» содержит повседневные записки, заметки о постах и заупокойных богослужениях, небольшие и часто забавные рассказы об отце Стефане и несколько интервью автора разным изданиям. Жанровая пестрота «Рассказов» неожиданно дает разностороннее представление о круге дел и забот провинциального священника.

 

Честертон Г.-К. Шар и крест. Роман. Перевод с англ. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2008. – 240 с. – (серия «Христианский Запад»)/ Представляет Алексей Соколов// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.82. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Английский писатель Гилберт Кийт Честертон (1874-1936) известен в России в основном как автор детективов об отце Брауне. Однако во всем мире его знают в первую очередь как христианского апологета и как блестящего журналиста, одного из столпов английской публицистики. Его статьи похожи на художественные произведения. Рассказы и романы – на хлесткие статьи. Роман «Шар и крест» — ироническое повествование о последних временах – не является исключением. Разглядев бич будущего в бездушии и ростках нездоровой политкорректности, Честертон говорит в своей книге о проблемах, может быть, более актуальных для сегодняшнего дня, чем для времени ее написания. Он шутит над теплохладностью современного человека, над ницшеанским культом силы и над толстовской идеей непротивления, аккуратно нанизывая одну притчу на другую. Едкая, возможно обидная для кого-то, но искренняя и правдивая книга.

 

Ю. Б. Гиппенрейтер. Общаться с ребенком. Как? – М.: АСТ, Астрель, 2008. – 350 с./ Представляет протодиакон Иоанн Диденко, руководитель организации «Православные скауты Украины»// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.84. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

В этой книге нет фраз «православное воспитание» или «христианское воспитание». Юлия Борисовна Гиппенрейтер вообще ни разу не употребляет слова «Бог», «Церковь», «молитва», однако ее педагогика во многом пересекается с христианской моралью и рассудительностью. Она выступает за «активное слушание» детской души, советует не приучать ребенка к потребительским отношениям («сделаешь уроки – посмотришь мультик»; «я тебя буду любить, если ты будешь хорошо себя вести»), напоминает, что любить ребенка нужно безо всяких «если». И это вовсе не означает потакание капризам. Автор много пишет о дисциплине и на примерах показывает, что для ребенка дисциплина и порядок крайне необходимы. Фактически она дает подробное психологическое обоснование добродетели послушания.

 

А. Л. Дворкин. Иван Грозный как религиозный тип. – М.: «Христианская библиотека, 2009. – 324 с./ Представляет Сергей Худиев// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.84. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Книга Александра Леонидовича Дворкина ценна своим обстоятельным, добросовестным, непредвзятым подходом и к непростой, вызывающей яростные споры и породившей множество мифов фигуре царя Ивана Грозного, и к тому периоду русской истории, который связан с его именем. Автора отличает знание не только истории, но и богословия, что дает уникальную возможность увидеть не только внешнюю канву событий, но и тот мир идей и убеждений, который стоял за поступками людей. Как пишет в своей книге А. Дворкин, доктрина «вольного самодержства», которой придерживался царь, была порождена «необузданным нравом Грозного, его убеждением, что воля самодержца тождественна воле Божией, и, наконец, его зачарованностью Западом».

 

Что слушать:

 

Представлен диск:

 

Архиепископ Ионафан (Елецких). Литургия святого Иоанна Златоуста «Чернобыльская». – М.: Мультимедийное издательство «Деоника». Формат audio-CD, 2010/ Представляет Сергей Худиев// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.84. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что слушать»).

Иногда кажется, что традиция создания духовной музыки прекратилась, и нынешние        исполнители могут только воспроизводить шедевры прошлого. В том, что это не так, можно убедиться, прослушав диск с записью архиепископа Ионафана (Елецких) «Литургия святого Иоанна Златоуста “Чернобыльская”». Композитор обращается к недавним трагическим событиям, к беде, которая была непредставима для людей прошлых веков, и осмысляет эту трагедию с христианской точки зрения. Осмысляет не столько словами, сколько музыкой – церковным пением, которое говорит и о нашей скорби, и о нашей непреложной надежде на Спасителя, победившего силы греха и смерти.

 

Реклама: С.83,85.

 

Фестиваль, который нужен людям. 30 июля 2010 года в городе Арзамасе прошел фестиваль-конкурс православной песни «Арзамасские купола», приуроченный ко дню памяти преподобного Серафима Саровского. В фестивальной программе приняли участие авторы и исполнители из более чем 30 регионов России и Украины. Организаторы фестиваля надеются, что он станет ежегодным и будет собирать участников со всей России. Подготовлено по материалам сайта Нижегородской епархии www.nne.ru. Фото Артема Фалина// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.86. – (раздел «Культура»).

 

Реклама: С.87.

 

Путеводитель. На правах рекламы: С.88,90,92-93.

 

Реклама: С.89,91.

 

Коротко:

 

Мысли. Притчи. Истории. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.94. – (рубрика «Коротко»).

 

Реклама: С.95-96.

 

Отклики:

 

Жертвенность возможна и без любви? Отклик на статью Александра Ткаченко «Настройка души» (№79, ноябрь 2009 года, С. 20-25). Автор отклика – Елена Галанина, село Покровка, Приморский край; Ответ редакции (подпись – Александр Ткаченко)// Фома. — №9(89) – С.97. – (рубрика «Отклики»).

 

О живой истории ХХ века нельзя молчать. Отклик на статью Елены Зелинской «Аще забуду тебя, Иерусалиме» (№87, июль 2010 года). Автор отклика – Ольга Михайловна Борисенко, педагог, г. Владивосток// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.97. – (рубрика «Отклики»).

 

Эпилог:

 

Дмитрий Соколов-Митрич, заместитель главного редактора журнала «Русский репортер», обозреватель газеты «Известия. Попробовать на вкус другую жизнь. Фото из архива автора// Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).

Размышления об основных темах и материалах сентябрьского номера «Фомы».

3-я страница обложки – фото Артема Фалина «После огня». Иллюстрация к репортажу Алексея Соколова «После огня» (Фома. — №9(89) – сентябрь 2010. – С.46).

4-я страница обложки – реклама нового проекта журнала «Фома» – детской литературной серии «НАСТЯ и НИКИТА».

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.