1 страница обложки – фото PhotoXpress, РИА Новости, ИТАР-ТАСС. В центре -портрет актера Егора Бероева (см. в рубрике «Интервью номера»: Егор Бероев. Сила неравнодушия, С.10-13,14).

Пролог:

(на заставке – фото Юлии Кузенковой)

 

Борис Слуцкий. «Дети смотрят на нас…». Стихотворение// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.2.(рубрика «Пролог»).

Содержание: С. 3.

Колонка главного редактора:

Монолог:

Владимир Легойда. Детская тема, или Совершенно неправильные мысли о воспитании детей. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.4-5. – (рубрика «Колонка главного редактора. Монолог»).

Вопрос номера:

 

Кем Вы хотели бы видеть своих детей в будущем? Опрос подготовили: Валерия Посашко, Юлия Шабанова, Ольга Карпуненкова, Ольга Кирильченко// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.6,7-8. – (рубрика «Вопрос номера»). На вопрос редакции отвечают:

Иван Глазунов, художник, отец четверых детей, Москва. Искусство не передается по наследству. Фото из архива автора. – С.6;

Диана Гурцкая, певица, заслуженная артистка РФ, воспитывает сына, Москва. Добрый человек – всегда успешный. PhotoXpress. – С.6;

Константин Лихолат, частный предприниматель, воспитывает дочь, Санкт-Петербург. На своей земле. Фото из архива автора. – С.6;

Николай Бурый, системный администратор, отец двоих детей, Березино, Беларусь. Будущее без компромиссов. Фото из архива автора. – С.7;

Анна Орлова, главный редактор журнала «Мамонтенок», пресс-секретарь Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка, мать двоих детей, Москва. Сыт-обут-одет? Мало! Фото из архива автора. – С.8;

Галина Вайгер, член союза писателей России, специалист по связям с общественностью театра «Камерная сцена», мать троих сыновей, Москва. Хочу видеть их верными. Фото из архива автора. – С.8;

Протоиерей Максим Первозванский, отец девятерых детей, Москва. Увлеченность жизнью и достойная цель. Фото из архива автора. – С.8.

На врезке к «Вопросу номера»:

«В какой профессиональной сфере Вы хотели бы видеть Вашего ребенка?». Результаты социологического опроса, проведенного 26-27 апреля 2010 года среди посетителей сайта Superjob.ru. 3D графика Алексея Кузьмичева// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.7. – (рубрика «Вопрос номера»).

Реклама: С.9.

Интервью номера:

Егор Бероев, актер. Сила неравнодушия.* Беседовала Оксана Головко. Фото Владимира Ештокина, Андрея Шарова// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.10-13,14. – (рубрика «Интервью номера»).

*Незадолго до Дня защиты детей (1 июня) в Московской Морозовской больнице прошла необычная акция. Пациентам 16-го нефрологического отделения, ребятам из детских домов и приютов читал книги актер Егор Бероев.

На врезке к статье:

Дмитрий Акимов, отец ребенка, проходившего лечение в Морозовской детской клинической больнице. Чтобы дети улыбались. Фото из архива автора// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.14. – (рубрика «Интервью номера»).

Реклама: С.15.

Тема номера. Ювенальная юстиция:

Вскрывшаяся рана. Ювенальная юстиция: симптом или диагноз? Вступление от Редакции// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.16-17. – (рубрика «Тема номера. Ювенальная юстиция»).

Шаг в пропасть или прыжок на месте? Что такое ювенальная юстиция и чем обернется ее внедрение в нашей стране? Свои комментарии по данному вопросу дают люди, которые профессионально занимаются вопросами семьи и детства. Фото Виталия Каплана, Вячеслава Лагуткина/ журнал «Нескучный сад»/ и фото из архива «Семейного очага»// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.18-24. – (рубрика «Тема номера. Ювенальная юстиция»). В дискуссии принимают участие:

Павел Астахов, уполномоченный при президенте Российской Федерации по правам ребенка. Фото ИТАР-ТАСС. – С.18,19,20,23,24;

Елена Альшанская, президент фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам» («Отказники.ру»). Фото из архива автора. – С.18,19,20,22,24;

Антон Жаров, член адвокатской палаты Москвы, специалист по вопросам опеки и усыновления. Фото из архива автора. – С.18-19,19-20,20,22-23,23-24;

Борис Клин, обозреватель газеты «Известия», автор множества материалов по теме ювенальной юстиции. Фото с сайта «Известия». – С.19,20-22,24.

Протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества. Грани вмешательства. Ювенальная юстиция: позиция Церкви. Подготовила Мария Ермаченко. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.25. - (рубрика «Тема номера. Ювенальная юстиция»).

На врезке к теме имеется информационная справка:

«С подборкой законов по теме «Ювенальная Юстиция» можно ознакомиться на сайте www.juvenaljustice.ru в разделе «Документы»...// Фома. - №6(86) - июнь 2010. – С.25. – (рубрика «Тема номера. Ювенальная юстиция»).

См. также: Михаил Леонтьев, главный редактор журнала «Однако». Июльские тезисы, или Снова о ювенальной юстиции. Фото из архива автора// Фома. - №7(87) – июль 2010. – С.52-53. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»).

  ВЕРА (раздел). – С26-39.

Сергей Худиев. О поисках счастья. Рисунки Ксении Наумовой// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.26-29. – (раздел «Вера»).

Монолог:

 

Протоиерей Александр Авдюгин, настоятель храма-часовни святых Богоотец Иоакима и Анны в честь погибших шахтеров, г. Ровеньки, Луганская область, Украина. «Радости вашей никто не отнимет у вас». Фото из архива автора и фото lustin Campanu// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.30-31. – (раздел «Вера», рубрика «Монолог»).

Марина Журинская. Горе дракону! О том, в каком виде предстает в фольклоре и художественной литературе образ зла, борьба с которым естественным образом входит в круг интересов и даже обязанностей христианина. Рисунки Софьи Тимофеевой// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.32-35. – (раздел «Вера»).

Новомученики:

Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. «Вынашивать разбитую в народе веру». Памяти священномученика Андроника (Никольского). Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.36-37. – (раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

20 июня Русская Православная церковь отмечает память священномученика Андроника (Никольского), архиепископа Пермского и Кунгурского. Родился в 1870 году в семье псаломщика Преображенского храма Ярославской епархии. В 1891 окончил Ярославскую духовную семинарию, в 1895-ом – Московскую духовную академию. На 3-м курсе академии пострижен в монашество и рукоположен во иеродиакона, а после окончания академии во иеромонаха и назначен помощником инспектора в Кутаисскую духовную семинарию. Через год стал инспектором Александровской миссионерской семинарии в Осетии. В 1898 году по ходатайству архимандрита Сергия (Страгородского) назначен миссионером в Японию в помощь архиепископу Николаю (Касаткину). За девять месяцев отец Адроник научился говорить по-японски и проявил себя как замечательный проповедник, однако напряженные труды подорвали его здоровье, и он был вынужден вернуться в Россию, где получил место ректора Александровской духовной семинарии и был возведен в сан архимандрита. Спустя год стал ректором Уфимской духовной семинарии. В 1906 году вновь вернулся в Японию и хиротонисан во епископа Киотского. Горячо взялся за дело, но чрезмерное напряжение сил привело к полному расстройству здоровья, и через год он был полностью освобожден от миссионерского послушания. Вернувшись в Россию, командирован в город Холм в помощь епископу Холмскому Евлогию (Георгиевскому). В 1908 году назначен епископом Тихвинским, викарием Новгородской епархии, а в 1910-м получил самостоятельную кафедру – Омскую и Павлодарскую, где за три года сделал столь много, что о нем писали как об образце архипастыря. С 1914 года возглавлял Пермскую епархию. 12 апреля 1918 года возведен в сан архиепископа. 17 июня 1918 года архиепископ арестован и заключен в камеру пермской ЧК, ночью 20 июня святителя увезли на казнь. В лесу, на окраине Перми он был закопан живым. Приводится также отрывок одного из обращений архиепископа Андроника, в котором он анализирует причины духовной и материальной разрухи в стране («Должны мы теперь перед лицом развивающегося грозного суда Божия…») и призывает «прежде всего в себе самих выносить разбитую в народе веру…».

Простые вопросы:

Фотофакт:

222 китайских новомученика. Заметка о канонизированных в 1902 году православных китайских мучениках, погибших 11 июня (24 по новому стилю) 1900 года во время избиения христиан в Пекине, и посвященная им икона// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.38. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Фотофакт»).

Простые вопросы:

Что означает широкая лента, которую держит в руке диакон во время богослужения?; Почему церковь не выгонит священников-еретиков, вещающих по радио (есть такая волна) про опасности ИНН, про «святость» Сталина, Распутина и прочие ереси? Почему позволяется им выступать публично, фактически от лица Церкви, и нести такую чушь? Отвечает Александр Ткаченко// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.39. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы»).

Ответ священника:

 

Водка – постный продукт? «От своего православного друга однажды услышал, что водка – постный продукт. Неужели Церковь действительно так считает?». Отвечает протоиерей Сергий Архипов, священник Покровского храма г. Жиздра, Калужская область. Фото из архива автора и фото Ильи Лаптева// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.39. – (раздел «Вера», рубрика «Простые вопросы. Ответ священника»).

ЛЮДИ (раздел). – С.40-69.

Русский патриот из Китая. Беседа с Иваном Сергеевичем Арцишевским, представителем в России Объединения членов рода Романовых, организатором первого Конгресса соотечественников в Москве и в Санкт-Петербурге и первого Крестного хода по Невскому проспекту (1993). Беседовала Анна Ершова. Фото Мадины Астаховой, архивные фото Александра Спицына и фото из архива И. С. Арцишевского// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.40-45. – (раздел «Люди»).

Елизавета Киктенко. Война с забвением. Будни поисковых отрядов. О посвященных Великой Отечественной войне поисковых работах, ведущихся в Ленинградской области, которые духовно окормляет протоиерей Вячеслав Харитонов, настоятель храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Шпалерной улице (Санкт-Петербург). Фото из архива поисковых отрядов и Олега Алексеева, командира отряда «Святой Георгий»// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.46-48. – (раздел «Люди»).

Реклама: С.49.

У вас будет ребенок:

Совместный проект журнала «Фома», рубрики «У вас будет ребенок» передачи «Пока все дома» (Первый канал) и Министерства образования Московской области.

Найти малыша по видеопаспорту. Авторы - Тимур и Елена Кизяковы// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.50-51. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Саша. Видеопаспорт № 1wjnw (Мои достижения; Обо мне; Мое здоровье; Я люблю; Мои документы). – С.50;

Яна. Видеопаспорт № 1ks5i (Я люблю; Обо мне; Мои достижения; Мое здоровье; Мои документы). – С.51;

Куда обращаться будущим родителям Саши и Яны. – С.51;

В помощь усыновителям. Что делать, если наши представления о том, как сложится жизнь с приемным ребенком, не совпадают с действительностью? На вопрос отвечает Владимир Поставнёв, кандидат психологических наук, доцент, педагог-психолог Центра психолого-медико-социального сопровождения Московской области. – С.50-51.

Влад Головин, протоиерей Николай Емельянов. Семейный патерик и семейный материк// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.52-54. – (раздел «Люди»). Материал, посвященный православному воспитанию детей в семье, составлен из двух статей:

Влад Головин. Семейный патерик, или Есть ли в раю детские площадки? Фото из архива автора. – С52-53;

Протоиерей Николай Емельянов, заместитель декана Богословского факультета ПСТГУ. Семейный материк, или Можно ли на детской площадке обрести Рай? Фото Ростислава Новикова. – С.53-54.

Реклама: С.55.

 

Мы с тобой одной крови. Есть ли сегодня альтруисты? В материале, подготовленном к Всемирному дню донора, который отмечается 14 июня, развенчиваются некоторые из распространенных у нас заблуждений и опасений, связанных с донорством. Подготовила Валерия Посашко. Фото Светланы Никитиной предоставлены фондом «Подари жизнь»// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.56-57,58-59,60-61. – (раздел «Люди»).

На вставках к статье:

Юрий Храмов, волонтер, не первый год работающий с детьми в Российской детской клинической больнице (РДКБ) и регулярно сдающий тромбоциты для своих подопечных. Простая человеческая потребность. Беседовала Валерия Посашко. Фото из архива автора// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.57,59. – (раздел «Люди»).

Константин Мацан. Один день в… «Софии». Репортаж корреспондента «Фомы», который провел один день в православной ювелирной мастерской «Софийская набережная» (г. Москва). Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.62-67. – (раздел «Люди»).

Монолог:

Александр Ткаченко. Березы. Эссе. Фото Владимира Ештокина и Александра Ткаченко// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.68-69. – (раздел «Люди», рубрика «Монолог»).

СМЫСЛОВАЯ ГЕОГРАФИЯ (раздел). – С.70-74.

Новокузнецк:

 

Константин Мацан. Храм районного масштаба. О жизни прихода храма св. Ксении Петербургской (настоятель – иерей Николай Борецкий) в одном из новых (Новоильинском) районов Новокузнецка. Фото Владимира Ештокина// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С. 70-74. – (раздел «Смысловая география», рубрика «Новокузнецк»).

Реклама: С.75.

   КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-91.

Влад Головин. Преподобный Илия Муромский. Богатырь под рентгеном. Об уникальном научном исследовании мощей «Ильи из града Мурома», хранимых в Ближних пещерах Киево-Печерской лавры. Ил.: Русский лубок XIX века. Фото «РИА Новости» и иеродиакона Василия (Новикова)// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.76-81. – (раздел «Культура»).

Монолог:

Елена Ямпольская, заместитель главного редактора газеты «Известия». Обыкновенный фашизм. Кто и почему воюет против нового фильма Михалкова? Фото Владимира Ештокина, Сергея Короткова// Фома. - №6(86) – июнь 2010. - С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Монолог»).

Галерея:

Анна Ершова. Картинки с выставки. Арт-проект «Храмы Царского Села. Прошлое и настоящее». Автор идеи и организатор выставки – Андрей Гребенюк. Ил.: Репродукции художественных работ и документальных фотографий, представленных в экспозиции*// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.84-87. – (раздел «Культура», рубрика «Галерея»).

*Проект «Храмы Царского Села» включает в себя три выставки. Одна из них в апреле 2010 года прошла петербургской галерее «Тронный Зал» в Басковом переулке. Вторая, более расширенная, приурочена к празднованию 300-летия Царского Села и откроется в июне в центральной библиотеке им. Мамина-Сибиряка в городе Пушкин. Заключительная выставка пройдет в зале Союза художников России в Санкт-Петербурге.

Обзоры:

Что читать:

Представлены и прокомментированы издания:

Антон Чехов. Святая простота. 2-е изд., исправленное. – М.: Издательство Сретенского монастыря, 2010. – 560 с./ Представляет Елена Тростникова// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Переизданный Сретенским монастырем в серии «Библиотека духовной прозы» сборник произведений А. П. Чехова включает рассказы «Встреча», «Казак», «Кошмар», «Студент», «Святая простота» и др. «Веровать в Бога нетрудно. В него веровали и инквизиторы, и Бирон, и Аракчеев. Нет, вы в человека уверуйте! Эта вера доступна только тем немногим, кто понимает и чувствует Христа», - такая цитата из «Рассказа старшего садовника» заставляет задуматься о том, что сам Чехов, с ужасом и отвращением писавший о падениях человека, о поругании образа Божия в нем, в человека верить умел, оттого и не смирялся ни с каким отступлением жизни людей от правдыБожией.

Алексей Иванов. Летоисчисление от Иоанна. – СПб.: Издательская группа «Азбука-классика», 2009. – 224 с./ Представляет Виталий Каплан// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Сейчас в моде жанр «беллетризации» - когда по фильму-блокбастеру спешно пишется его литературное переложение. На первый взгляд, роман Алексея Иванова «Летоисчисление от Иоанна» с кадром из фильма «Царь» на обложке относится именно к этой категории. Но на самом деле все сложнее: режиссер Павел Лунгин показал прозаику Алексею Иванову первоначальный сценарий «Царя». Тот заинтересовался и написал по мотивам сценария полноценный роман, а затем уж Лунгин на основе его романа сделал окончательный вариант сценария. Так что текст Иванова вовсе не вторичен по отношению к фильму. Для автора - это не первый опыт исторической романистки. Им уже написаны и «Сердце Пармы», и «Золото бунта». Обе книги вызвали большой резонанс – от восторга до полного неприятия. Новый роман тоже понравится далеко не всем. Претензия будет, скорее всего, та же, что и к фильму Лунгина, - множество ошибок и по исторической, и по церковной части. Однако перед нами – художественное произведение, не обязанное точно следовать научным данным. Автору важнее показать, во что превращается Православие, если убрать из него самое главное – любовь.

Томас Торранс. Пространство, время и воплощение. – М.: ББИ, 2010. – 186 с. – (серия «Богословие и наука»)/ Представляет Сергей Худиев// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Известный протестантский богослов, профессор христианской догматики    в Эдинбургском университете (Шотландия) Томас Торранс оказал огромное влияние на формирование так называемой палеоортодоксии. Приверженцы этого направления ищут суть христианской веры в согласии отцов, писавших до Великой схизмы 1054 года, и первое, что бросается в глаза в книге Торранса – это его глубокая погруженность в мир святоотеческой мысли. Автор рассматривает пространство и время применительно к деяниям Бога в истории и особенно к Воплощению. Подробный и очень качественный анализ начинается с Платона и других греческих философов, затем ученый обращается ко взглядам отцов Церкви, уделяя внимание также современным философам, богословам и математикам. Это серьезная книга для медленного и тщательного чтения наверняка будет интересна тем, кто хотел бы расширить свое понимание философии и святоотеческого богословия.

А. И. Осипов. Из времени в вечность: посмертная жизнь души. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2009. – 224 с./ Представляет Сергей Худиев// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.89. - (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Профессор Московской духовной академии и семинарии Алексей Ильич Осипов – один из самых известных и любимых православных богословов, который обращает свое слово не только к студентам и даже не только к православным, а ко всем нашим современникам. Книга раскрывает такой обоснованно волнующий многих вопрос, как жизнь после смерти. Рассмотрев представления о посмертии, которые в той или иной форме существуют у всех народов, и тот околосмертный опыт, который в наше время переживают люди, возвращенные после клинической смерти, автор переходит к изложению православного взгляда на посмертие, отвечая на такие вопросы как: «Что нас ждет после смерти?», «Как молиться за усопших?», «Что такое смертный грех?», «Зачем Христос нисходил в ад?» и др. Книга будет полезна и воцерковленным людям и тем, чей интерес к Православию только пробуждается.

Священник Константин Кравцов. Дыхание тайной свободы. О книге Виктора Кривулина «Композиции».* Развернутая рецензия на издание: Виктор Кривулин. Композиции: Книга стихов. Книжный проект журнала «Воздух». Вып.46. – М.: Арго-Риск, «Книжное обозрение», 2009. – 103 с. – (серия «in Memoriam», вып. 3). Фото из архива вдовы поэта// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.90-91. - (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

*Имя поэта Виктора Кривулина (1944-2001) до сих пор известно довольно узкому кругу читателей, как и имена многих других поэтов, не печатавшихся в СССР, - представителей так называемой неподцензурной поэзии, самиздата, андеграунда, - бесспорным лидером и идейным вождем которого, если говорить о Северной столице, был именно он. При его деятельном участии выходили такие самиздатовские журналы, как «37», «Северная пчела» и др. Первые книги поэта вышли в Париже: в 1981 и 1988 годах. В 90-е годы Виктор Кривулин вошел в редколлегию журнала «Вестник новой литературы». Один за другим издавались его поэтические сборники: «Обращение», «Концерт по заявкам», «Предграничье», «Реквием», «Купание в Иордани» и др. Последние два сборника («Стихи юбилейного года» и «Стихи после стихов») вышли в 2001-м, в год смерти поэта. Похоронен он на Смоленском кладбище неподалеку от часовни Ксении Блаженной. Как отмечает рецензент, от большинства стихотворных текстов, не имевших шанса быть опубликованными в советское время, поэзию Кривулина отличает ярко выраженный мировоззренческий стержень. О чем бы ни писал поэт, это был взгляд христианина. Не анонимное христианство, а именно русское Православие, гонимое, поруганное, не имевшее права голоса в коммунистическую эпоху, но накрепко связанное с нею. «Композиции» - последняя из вышедших сегодня книг Виктора Кривулина, составлена вдовой поэта Ольгой Кушлиной.

Путеводитель. На правах рекламы: С.92-94,97.

Реклама: С.95-96.

Отклики:

Александр Моисеенков. Молчание о войне. Отклик на очерк Дмитрия Соколова-Митрича «Не черно-белая война», №5(85) за май 2010 года (С.18-19)// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.98. – (рубрика «Отклики»).

Жди меня. Сослуживцы нашли друг друга на страницах «Фомы». Отклик на материалы рубрики «Вопрос номера»: «День победы. Где и как Вы его встретили?», №5(85) за май 2010 года (С.6.7)// Фома. - №6(86) – июнь 2010. – С.98. – (рубрика «Отклики»).

Эпилог:

Юлия Вешникова, директор благотворительного фонда «Дар». Путь к прозрению и счастью. Фото Максима Праздника// Фома. - №6(86) июнь 2010. – С.99. – (рубрика «Эпилог»).

О материалах июньского номера журнала «Фома».

4-я страница обложки – реклама нового проекта журнала «Фома» – детской литературной серии «НАСТЯ и НИКИТА».

0
0
Сохранить
Поделиться: