Библиография. «Фома» №6(170) – июнь 2017

Содержание номера - "Фома". Православный журнал для сомневающихся - №6(170) – 2017

1-я страница обложки – на голубом фоне два гвоздя, концы которых вбиты в доску. Один – совершенно прямой, другой – согнувшийся под ударом, изогнутый, потерявший свою первоначальную форму. На странице надпись: «Совсем забили? Обида на родителей: советы для тех, кто считает, что их воспитали несчастными». См. материалы рубрики «Вопрос номера: Воспитали несчастными» (с.16-27).

 

Пролог:                                                            

(на заставке фото Tobias Dick/Flickr/CC BY-NC 2.0)

 

Владимир Казаков. Прогулка летом («начало вечера так странно отличалось»). Стихотворение. 1988// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.2.(рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С.3.

 

 

Числа:

Даты месяца – июнь// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.4-5. – (рубрика «Числа»). Представлены даты:

 

8 июня. 180 лет назад родился художник Иван Крамской (1837-1887). Ил.: Христос в пустыне. Фрагмент картины. Иван Крамской. 1872. – С.4;

 

10 июня. 305 лет назад (1712) в Санкт-Петербурге заложен каменный Петропавловский собор. Фото Dennis Jarvis/Wikimedia Commons/CC –BY-SA-2.0. – С.4;

 

12 июня. Начало Петрова поста. Ил. Апостолы Петр и Павел. Икона. – С.4.;

 

21 июня. 55 лет назад родился Виктор Цой. Апрель. Текст песни Виктора Цоя. Фото: Виктор Цой во время выступления. – С.5;

 

4 июня. День Святой Троицы. Ил.: Сошествие Святого Духа на апостолов. Икона конца XV – начала XVI вв. — С.5;

 

20 июня. 80 лет назад родился российский зоолог и телеведущий Николай Дроздов. Фото: Николай Дроздов с тигром. – С.5.

 

Колонка главного редактора:

Владимир Легойда. Где был Бог, когда пылали костры инквизиции? Ответ Владимиру Познеру*// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.6-7. – (рубрика «Колонка главного редактора»).

*Видеоверсию этой колонки смотрите на телеканале «Царь-град» (tsargrad.tv)

 

Интервью номера:

Правила жизни полезных бактерий, или Почему Юлия Пересильд год не снималась в кино. [Беседа с актрисой Юлией Пересильд. На ее счету около сорока кинокартин, а дрожала она перед спектаклем для особенных детей. Больше всего она боится потерять себя, а родители детей с серьезными заболеваниями спасают ее от этой потери]. Беседовала Дарья Баринова. Фото Виктора Ефимова, РИА Новости и фото, предоставленные фондом «Галчонок»// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.8-15. – (рубрика «Интервью номера»).

 

См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

 

Вопрос номера. Воспитали несчастными:

Ответы тем, кто считает, что их воспитали несчастными. Письмо в редакцию. Андрей, Санкт-Петербург. Фото www.lori.ru// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.16-17. – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).

 

Отвечает психолог, отец четверых детей Александр Ткаченко. Я тебя породил – я тебя и люблю. 4 тезиса для обиженных детей и их родителей. Фото www.lori.ru// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.18-23. – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).

См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Отвечает иерей Игорь Спартесный, клирик храма Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, г. Москва. Травмотеческий опыт. Беседовала Дарья Баринова. Фото www.lori.ru// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.24-27.    – (рубрика «Вопрос номера. Воспитали несчастными»).

 

ВЕРА (раздел). – С.28-49.

 

Школа «Фомы». Именины:

Димитрий. [Иллюстрированная информация: Значение имени. (Димитрий) – имя древнегреческого происхождения, переводится как «посвященный богине Деметре»; Дни памяти: 1 июня — день памяти святого благоверного князя Димитрия Донского; Святой благоверный князь Димитрий Донской (1350-1389). Подготовил Тихон Сысоев; Другие святые с именем Димитрий: Великомученик Димитрий Солунский (+ 306). Святой благоверный грузинский царь Димитрий Самопожертвователь (1259-1289); Известные люди с именем Дмитрий: Дмитрий Лаптев (1701-1771). Знаменитый путешественник и географ. Дмитрий Менделеев (1834-1907); Интересные факты] Фото Сергея Пятакова/РИА Новости; Интересные факты]. Ил.: Святой благоверный князь Димитрий Донской. Икона; Архангельский собор Московского Кремля; Поединок Пересвета с Челубеем на Куликовом поле. М. Авилов. 1943; Орден «За служение Отечеству». Учрежден в 2002 году в память святого князя Димитрия Донского и преподобного Сергия Радонежского; Станция «серой» ветки московского метро, названная в честь святого Димитрия Донского// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.28-29. — (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Именины»).

 

Тихон Сысоев. Как [не] умирали святые. 5 историй о победе над смертью*// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.30-34.- (раздел «Вера»).

*Материал продолжает проект «Фомы» — «Как жили святые».

 

Представлены следующие истории о жизни святых:

 

Когда смерть – приобретение. [В начале 60-х годов апостолы Петр и Павел оказались в Риме. Это были времена императора Нерона       (37-68). За несколько десятков лет они, каждый день готовые принять смерть, перевернули великую империю с ног на голову. Благодаря их проповеди по разным уголкам огромной цивилизации проросли первые христианские общины]. – С.31;

 

Заключить со смертью пари. [Святитель Василий Великий (330-379) заключил пари с неверующим врачом о времени своей смерти,      и так обратил его в христианство]. – С.31-32;

 

Благодарность до смерти [Святитель Иоанн Златоуст (343-407), возглавив столичную кафедру, проявил себя как непримиримый противник любого беззакония. Он претерпел муки и унижения за   то, что вступился за беззащитного человека. Константинопольский     Патриарх, он умирал, страдая от тяжелой болезни, в пути к новому месту ссылки, терпя оскорбления конвоя. Но всё равно продолжал благодарить Бога]. – С.32-33;

 

Смерть провозглашает новую эпоху. [Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис (986-1015) и Глеб (987-1015) были          любимыми детьми князя Владимира Святославича. Они приняли          смерть, несмотря на то, что в их власти было ее предотвратить.          Своим бесстрашием перед лицом гибели, незлобием они предвестили новую эпоху. Это была христианская революция в обществе]. – С.33-34;

 

Бояться смерти? [Святая блаженная Матрона Московская (1881- 1952) прожила трудную жизнь. По всей России старицу почитали         святой – настолько праведную жизнь она вела. Известно, что     Матрона за три дня до своей смерти уж знала о наступающем       исходе и распорядилась об отпевании и похоронах. Но когда      батюшка в последний раз посетил больную, она лежала на кровати          и волновалась, правильно ли сложила руки. Священник в изумлении спросил праведницу: «Да неужели и Вы боитесь смерти?» «Боюсь», — просто ответила Матрона]. – С.34.

 

Патриарх Кирилл. Может ли смерть быть торжеством? Из проповеди в праздник Успения Пресвятой Богородицы в Успенском соборе Кремля, 28 августа 2011 года. Заголовок дан редакцией// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.35. – (раздел «Вера»).

 

Школа «Фомы». Суть вещей:

Архиерей: облачение и отличительные знаки. [Как узнать владыку: Архиерей* (греч. – старший священник, начальник священников) – священник, относящийся к третьей, высшей степени священства. Патриарх, митрополит, архиепископ, епископ – архиереи…; Внешние отличительные знаки архиерея: 1.2. Дикирий и трикирий (греч. – двухсвечник и трехсвечник) – подсвечники для двух и трех свечей, принадлежность архиерейского богослужения. Фото. 3. Рипида (греч. – опахало) – опахало с изображением шестикрылого серафима. Фото. 4. Панагия (греч. – всесвятая) – небольшой образ Богородицы, который архиерей носит вместе со служебным крестом на шее. Фото. 5. Орлец. Круглый ковер с изображением орла, парящего над городом. Постилается под ноги архиерею при богослужении. Символизирует епископа, надзирающего над епархией. Фото. 6. Архиерейская мантия. В Русской Православной Церкви у Патриарха мантия зеленая, у митрополитов – голубая, у архиепископов и епископа – фиолетовая. Фото. 7. Митра – высокий богослужебный головной убор. Символизирует терновый венец Спасителя. В отличие от архиереев у священников на митре нет креста сверху. Фото. 8. Жезл – знак церковной власти, который архиерей держит во время богослужения. Фото. Подготовил Кирилл Баглай; Облачение: Саккос – просторное богослужебное облачение с широкими рукавами. Поверх саккоса одеваются омофор, панагия и крест. Фото; Омофор (греч. – носимый на плечах) – длинная широкая лента с крестами. Символизирует благодатные дары архиерея как священнослужителя. Фото: Облачение, изготовленное на ХПП «Софрино» РПЦ; Формы обращения к архиерею]. Другие фото: Иподиакон — помощник архиерея по службе; хиротония епископа// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.36-37. — (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).

 

*12-е правило VI Вселенского собора (680-681) – архиерей должен быть холост. Сейчас архиереев поставляют из монашествующего духовенства.

 

[Читаем Писание:]

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Честность против нечестности.* Ил.: Притча о брачном пире. Андрей Миронов. 2014; Динарий кесаря. Тициан.1516; И возвратился в Галилею в силе духа. Василий Поленов. 1890-1900-е гг. // Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.38-43. – (раздел «Вера»). На вставках к материалу: Евангелие от Матфея, глава 22 (С.38,40,42).

 

*Продолжение публикаций (см. Фома №141,142,143,145,148,149, 151,152,

154,156, 158,161,163,164,165,166,167,168,169) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома». 

 

Новомученики:

Игумен Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Антоний (Панкеев). 1892–01.06.1938. Фото «Архиереи Русской Православной Церкви. Харьков. 1924 год» и копия страницы из Протокола допроса предоставлены автором, фото Christopher Porter/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.44-47. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

 

Священномученик Антоний родился 1 января 1892 года в селе Садовом Херсонского уезда Херсонской губернии в семье священника Александра Панкеева, в крещении наречен Василием. В 1912 году окончил Одесскую духовную семинарию и поступил в Киевскую духовную академию. В 1915 в результате обмена между двумя академиями переведен на III курс Петроградской духовной академии. 10 января 1915 года пострижен в иночество с именем Антоний. Через неделю рукоположен во иеродиакона. В феврале того же года по благословению Митрополита Петроградского и Ладожского отправился на фронт для совершения богослужений и удовлетворения духовных нужд раненых и больных воинов. 24 мая 2015 года в рукоположен во иеромонаха и назначен настоятелем одной из походных церквей Всероссийского национального союза. 26 января 1917 года за безупречное исполнение пастырских обязанностей во время боевых действий удостоен ордена святой Анны 3-й степени. В 1917 году иеромонах Антоний вернулся к          учебе, окончил Петроградскую духовную академию и был направлен в Одессу, где вскоре возведен в сан игумена. В Одессе преподавал в Духовной семинарии до ее закрытия властями в 1920 году. В 1922 г. уступил натиску обновленцев, был хиротонисан ими во епископа Херсонского и          назначен викарием Одесской епархии. В 1924 году, разорвав отношения с   обновленцами, принес покаяние, и 24 августа 1924 года Патриарх Тихон и другие православные святители хиротонисали его во епископа          Мариупольского, викария Екатеринославской епархии. Через несколько      месяцев он был арестован и сослан в Харьков. В 1926 году епископ Антоний вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в Соловецкий лагерь,      а в 1929 году – к трем годам ссылки в Енисейск. Вернувшись из ссылки в 1933 году, назначен на Белгородскую кафедру. 25 февраля 1935 года епископ      Антоний по ложным обвинениям снова арестован и заключен в курскую      тюрьму.11 сентября 1935 года приговорен судом к десяти годам лишения свободы и отправлен на Дальний Восток в лагерь, где находились осужденные священники Курской епархии. В марте 1938 года арестованные святители и духовенство были привезены в благовещенскую тюрьму. Их обвинили в антисоветской агитации. Началось новое следствие. 17 марта 1938 года всех приговорили к расстрелу. Епископ Антоний (Панкеев) расстрелян вместе с архиепископом курским Онуфрием (Гагалюком) 1 июня 1938 года и погребен в безвестной общей могиле.

 

См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

 

Говорят, что:

Говорят, что. Фото FotoXPress// Фома. — №6(170) – июнь 2017. — С.48-49. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

 

Говорят, что рассказывать анекдоты о священниках и церковной жизни – грех. Есть такой анекдот: — С.48.

 

Часто спрашивают: Что делать, если друзья смеются над моей верой в Бога? Отвечаем: — С.48.

 

Почему в Церкви считается, что если не соблюдаешь пост, то это грех, в котором нужно каяться? Потому что… — С.49.

 

Ответ священника:

Как не отчаиваться после смерти близкого? Отвечает священник Стефан Домусчи, кандидат богословия и философских наук. Фото Елены Сысоевой// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.49. – (раздел «Вера», рубрика «Ответ священника»).

 

 

ЛЮДИ (раздел). – С.50-75.

 

Юлия Маковейчук. А в городе том сад. [В многомиллионной Москве проживает около пяти тысяч детей с ДЦП, а детский садик со всем спектром необходимых для них условий – один на всю столицу. Это Елизаветинский детский сад, созданный силами верующих людей. Фоторепортаж]. Текст и фото Юлии Маковейчук// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.50-57. – (раздел «Люди»). Имеется информационная справка «Как помочь» (С.56).

 

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Главное управление образования и науки Российской Федерации.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи — Тимур и Елена Кизяковы // Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.58-59. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Катя, видеопаспорт № p4g0, родилась в апреле 2004 года. (Мои достижения; Обо мне; Я люблю). – C. 58, 59;

Инна и Никита, видеопаспорта № uvp18 и № uvp19. Инна родилась в ноябре 2008 года, Никита – в ноябре 2012 года. Детей можно забирать в семью только вместе! (Наши достижения; О нас; Мы любим). – C. 58,59;

 

Куда обращаться будущим родителям Кати, Инны и Никиты.С.59.

 

Вопросы подростков:

Почему в школах заставляют носить форму? Вопрос прислал в журнал тринадцатилетний ученик. Отвечает педагог Ирина Лукьянова// Фома. — №6(170) — июнь 2017. – С.59. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Вопросы подростков»).

 

Оставить в живых. Рассказы психологов о женщинах, едва не сделавших аборт. Подготовила Дарья Баринова. Редакция благодарит организаторов добровольческого общественного движения «За жизнь» за содействие в подготовке материала. Фото Silvia Sala/Flickr/CC BY-NC-ND 2.0// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.60-64. — (раздел «Люди»). Представлено три рассказа специалистов:

 

«Я хочу в отпуск, а не ребенка. Елена Шабалина, психолог в центре   защиты материнства «Покров», город Тюмень. – С.60-61;

 

Страшно комфортно и… страшно обидно. Алла Лобанова,   психолог, руководитель Краевого центра медико-психологической и социальной помощи беременным женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, город Барнаул. – С.61-62;

 

«Закон же не запрещает Альбина Алдошина, психолог в женской консультации, город Шахты Ростовской области. – С.62-64.

 

См. также: Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

 

Реклама: С.65.

 

Ольга Шишова. Чудо в электричке. Подготовила Светлана Агапова. Фото Андрея Васильева// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.66-67. – (раздел «Люди»).

 

Путешествие с «Фомой»:

ВЫБОРГ. Дитя двух матерей. Авторы: Яна Сенькина, Валерий Карсаков. Ил.: Выборгский замок — главная достопримечательность города. Фото Эдуарда Гордеева; Икона святого Олафа II Харальдссона, крестителя Норвегии; Панорама Выборга с башни святого Олафа. Фото Raita Futo/Flickr/ CC BY 2.0; Исторические фестивали в Выборге проходят ежегодно, собирая сотни участников и зрителей. Фото Дениса Ремпеля; Доминанта Старого города – часовая башня, бывшая соборная колокольня. Фото Marina Maranello Flickr/CC BY-NC-ND 2.0; Драккары, ладьи викингов, «припаркованные» у гостиницы «Дружба». Фото Елизаветы Вавиловой; Старинные часы на Часовой башне. Фото Никиты Григорьева; Фото Александра Рощина/ТАСС; Спасо-Преображенский собор в Выборге. Фото www.lori.ru// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.68-75. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с “Фомой”»).

 

*Материал впервые опубликован в Спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города – герои России» (2015, С.24-29).

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С.76-89.

 

Школа «Фомы». Книга:

Письма Баламута. Повесть. [Автор: Клайв Стейплз Льюис (1898-1963) –английский писатель, ученый-филолог и богослов, автор знаменитого цикла «Хроники Нарнии»; Время написания: 1941-1942; История создания; Содержание; Финал; Смысл произведения; Интересные факты. Подготовила Ася Занегина]. Ил.: Фотопортрет автора; Обложка издания «Письма Баламута». Лондон, издательство Macmillan. 1979 год; Современный комикс по книге, автор – Кристен Мак-Кленахан// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.76-77. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга»).

 

Алексей Варламов.* Товарищ Пушкин. Записки перечитывающего. [Это мысли, чувства, догадки, интуиции человека, много лет читающего и перечитывающего Пушкина – и каждый раз открывающего в нем что-то, ранее ускользавшее от взгляда. Известный писатель, ректор Литературного института имени А. М. Горького Алексей Варламов рассказал о «своем Пушкине»]. Иллюстрации Юлии Хохловой// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.78-85. – (раздел «Культура»).

 

*Смотрите лекции Алексея Варламова на сайте Академии «Фомы» academy.foma.ru.

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Константин Кравцов*. Воскрешение сердца. Подборка стихотворений (Царство Твоё /«Полем к выцветшей церкви в ночи добреду…»/; Священник-поэт /«Узкий путь и другой — тоже узкий…»/; Возвращение /«Полуденный мне снится окоём …»/; Синдология /«112 борозд от “меча, наводящего ужас”…»/; Месяц Нисан /«Затекающих веток ключицы…»/; Зауралье, реставрационные работы /«Урал, кержацкая криница…»/; Вальсингам год спустя /«Я муз отверг у бездны на краю…»/; Север /«При слове север сердце воскресает…»/; Ex Nihilo /«Из ничего проступающим лесом…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Марии Заикиной// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.86-87. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

* Константин Кравцов – священник и поэт. Автор шести поэтических книг.

 

Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

 

М. Е. Нефедова. Лесник и его нимфа. – М.: Никея: Редакция «Встреча», 2016. – 256 с. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Книга эта «зацепит» читателей сразу нескольких разных поколений и социальных групп. Тинейджеров – потому что главная героиня – бунтующий подросток-неформал и музыкант, изгой в классе, головная боль учителей и родителей. Тех, кому под 40 и старше, — выразительными подробностями 1980-        х, когда «призрак перестройки еще бродил по СССР». Тех, кто интересуется психологией межличностных отношений, привлекут сложные и психологически точно описанные семейные и любовные коллизии. Ну а те, для кого «Никея» ассоциируется с качественной литературой христианской направленности, найдут в этом остросюжетном, эмоционально напряженном повествовании самое главное, чем вообще сильна настоящая литература – путь героев к Истине. Марине Нефедовой удалось найти верную интонацию и меру: о Боге в романе сказано скупо, но сильно и к месту. Мрак в душе героини, к 16 годам знакомой со всеми прелестями хипповской жизни, включая наркотики и попытку суицида, отступает, когда в руки ей попадает Евангелие. И, конечно, спасает любовь. Этой книгой хочется поделиться.

 

Моисей Святогорец, монах. Как убить страсти. Пер. с новогреч. К. Норкин и Д. Солошенко. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2016. – 144 с.: ил. / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

«Я говорю с вами не как учитель, а как брат», — такими словами афонский старец Моисей Святогорец (1952-2014) заканчивает одну из своих бесед. Он был одним из самых «молодых» старцев Афона. Из многих его бесед-проповедей в эту небольшую, но насыщенную книгу вошли те, что посвящены борьбе со страстями. Очень актуальная сегодня проблема. Как бороться с раздражительностью, гневливостью, самовозвеличиванием, алчностью? Об этом старец Моисей говорит горячо и деликатно-дружески, образно и с добрым юмором. «Страсть – она как колючая проволока, стена, перегородка, отделяющая меня от Бога… <…> Любовь к Богу никогда не бывает без любви к другому человеку. И эта любовь делает меня терпеливым, снисходительным, сострадательным, участливым, остроумным и светящимся для братьев моих,     а не жестоким, упрекающим, осуждающим, строгим, критичным, хмурым и       бескомпромиссным». Светлая, радостная книга.

 

Елена Литвяк. Архивариус Пашка. Приключенческое краеведение для будущих историков и настоящих кладоискателей. – М.: Православная школа «Рождество» в Снегирях, 2016. — 112 с. / Представляет Евдокия Варакина// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.88. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Кто в свои 10-12 лет не мечтает о приключениях? Герои книжки, братья-близнецы Петька и Паша, — не исключение. А тут и родители купили старый дом в подмосковном селе Рождествене… Мальчишкам и правда везет: на чердаке они находят жестянку со старинными фотографиями, около храма случайно обнаруживают склеп, через тайный лаз проникают на территорию бывшей графской усадьбы… Параллельно с этими «вещественными» находками братья постепенно раскапывают прошлое своего дома и целого села, обнаруживают, что настоящее соединено с прошлым множеством незримых нитей. Прошлое таится в вещах, в зданиях, в рассказах людей о тех,     кто жил здесь раньше. Оказывается, что раскрывать эти маленькие тайны истории – не менее захватывающее занятие, чем искать настоящие клады. Автор назвала свою книжку «приключенческим краеведением (и даже включила в нее главу «интересности на местности» — квест-игру для читателей по Рождествену). Это очень талантливый и неформальный пример духовного краеведения – умения любить и ценить прошлое и настоящие своей малой Родины. И поэтому прочитать ее стоит всем.

 

Георгий Чистяков. С Евангелием в руках. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2015. – 416 с. – (Humanitas) / Представляет Александр Соловьев// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.89. – (раздел «Культура», рубрика «Что читать»).

 

Эта книга – наиболее полное на сегодняшний момент собрание публицистики известного православного священника Георгия Чистякова (1953-2007). Здесь объединены три сборника статей, выходившие до этого отдельными книгами:«Размышления с Евангелием в руках», «На путях к Богу Живому» и почти автобиографическое «В поисках Вечного Града». Все эти статьи, в свою очередь, были опубликованы во второй половине девяностых годов в редактируемой им же газете «Русская мысль», однако актуальность явно не потеряли. Во многих статьях отец Георгий говорит о современных церковных проблемах — о смешении веры и идеологии в постсоветском пространстве, о принципиальной невозможности совместить веру с любого рода насилием, о          межконфессиональных конфликтах и путях их преодоления. Филолог-классик      по образованию, Чистяков апеллирует к истории ранней Церкви и       христианского богословия (к примеру, много говорит о верном толковании          понятия «страх Божий»). Прекрасно разбирающийся в церковной истории и          античной культуре, автор показывает, какое влияние оказали латинская и греческая философия на формирование христианской мысли и какова преемственность христианской мысли по отношению к античности. Немалую часть сборника занимают эссе – об Окуджаве, Платоне, Лихачеве, старушках,      заставших революцию в подростковом возрасте, об умирающих детях, которых отец Георгий посещал, будучи настоятелем церкви при Республиканской детской клинической больнице. О чем бы ни писал автор, в каждой статье сборника он неизменно говорит о человеколюбии и нравственной подоплеке всего пласта мировой культуры и человеческой жизни вообще, притом избегая набившего оскомину формата поучения. Его     эссе о христианстве – это, помимо всего прочего, еще и настоящая, большая         литература, привлекающая внимание и верующих, и атеистов.

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 90-92.

Реклама: С.92-95.

 

 

Вопросы мастерам о церковном искусстве:

Можно ли брать икону с собой в дорогу? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Фото Владимира Ештокина// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

 

Почему св. Георгия Победоносца часто изображают в виде всадника-змееборца? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград»// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.96. – (рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

 

Реклама: С.97.

 

Эпилог. Пять вопросов о номере.

Наталья Москвитина, журналист, создатель и руководитель антиабортного фонда «Женщины за жизнь», мама четверых детей// Фома. — №6(170) – июнь 2017. – С.98. – (рубрика «Эпилог. Пять вопросов о номере.»).

Этот номер совершенно неожиданно открыл Юлию Пересильд (с.8). Актуальнейший материал – «Оставить в живых» (с.60). Лично как читателя глубоко волнует материал про новомучеников (с.44). И еще невероятно зацепил материал про обиды на родителей (с.18).

 

Так сказать:*

*В этой рубрике мы собираем маленькие фразы с большим смыслом, а еще -кадры, где за образом, пойманным фотографом, проступает неуловимое.

 

Псалтырь: Подлинно, человек ходит подобно призраку; напрасно он суетится, собирает и не знает, кому достанется то. И ныне чего ожидать мне, Господи? Надежда моя – на Тебя. Фото Дарьи Бариновой// Фома. –№6(170) – июнь 2017. – С.99 (3-я страница обложки). – (рубрика «Так сказать»).

 

4-я страница обложки: Реклама: О вере – детям. Журнал «Фома» и радио «Вера» представляют: АУДИО ЭНЦИКЛОПЕДИЯ. Слушайте или скачивайте бесплатно на сайте DETI.RADIOVERA.RU

Июнь 2017 (170) №6
рубрика:

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.