Библиография. «Фома» №2(154) – февраль 2016

Содержание номера - "Фома". Православный журнал для сомневающихся - №2(154) – 2016

1-я страница обложки – на белом фоне большое зеленое надкусанное яблоко с биркой «вещдок №1» (фото Владимира Ештокина), внизу крупная красная надпись: «ВИНОВНЫ!», под ней вопрос: «Правда ли, что за грехи Бог выносит нам смертный приговор?» См. в разделе «Вера» статью Александра Ткаченко «Лишает ли Бог жизни за грехи?» (С.22-27).

 

Пролог:

(на заставке фото Gino Andenmatten)

 

Давид Самойлов. Память («Я зарастаю памятью, / Как лесом зарастает пустошь…»). Стихотворение. 1964// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.2.(рубрика «Пролог»).

 

Содержание: С.3.

 

Колонка редактора:

 Владимир Гурболиков, первый заместитель главного редактора. Всегда буду помнить его слезы. Фото Владимира Ештокина// Фома. – №2(154) – февраль 2016. – С.4-5. – (рубрика «Колонка редактора»).

 

Интервью номера:

 Лицемерие хуже любой брани. Беседа с Сергеем Шаргуновым, писателем, главным редактором интернет-издания «Свободная пресса», сыном известного священника – протоиерея Александра Шаргунова. Беседовала Дарья Баринова. Фото Владимира Ештокина и из семейного архива Сергея Шаргунова// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.6-13. – (рубрика «Интервью номера»).

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).

 

Вопрос номера:

Почему священники публично не обличают коррупционеров? [Письмо читателя/ Людмила и ответы на поставленный вопрос]. Аппликации Марии Сосниной// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.14-21. – (рубрика «Вопрос номера»). На вопрос отвечают:

 

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Священник на броневике. – С.16-17;

Протоиерей Максим Козлов, первый заместитель председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви. Подготовила Дарья Баринова. Молчание и золото. – С.17-18;

 

Сергей Худиев. Что я делаю с негодяем. – С.19-21.

 

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).

 

Патриарх Кирилл. Коррупция и злые виноградари. Из слова по окончании Божественной литургии в Казанском соборе г. Ставрополя, 13 декабря 2012 года. Фото пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.21. – (рубрика «Вопрос номера»).

 

ВЕРА (раздел). – С.22-27

 

Александр Ткаченко. Страшная история Анании и Сапфиры: Лишает ли Бог жизни за грехи? Иллюстрации sweetpublishing.com// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.22-27. – (раздел «Вера»).

 

Новомученики:

Игумен Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета при Патриархе Московском и всея Руси по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва), www.fond.ru. Священномученик Иоанн (Калабухов). 1873-26.02.1938. Как Клавдия мать хоронила. Фото vittasim.livejournal.com и документальные фото, предоставленные автором// Фома. — №2(154) – февраль   2016. – С.28-31. – (Раздел «Вера», рубрика «Новомученики»).

Родился в 1873 году в деревне Толбино Серпуховского уезда Московской губернии. С 1900 года работал приказчиком у владельца кондитерских магазинов Филиппова. Выбрав путь служения Богу, поступил в храм псаломщиком, окончил экстерном Архангельскую духовную семинарию и в апреле 1917 года был рукоположен во священника ко храму в селе Ваймуга Архангельской губернии. В 1924 году познакомился с высланным из Московской губернии священником Георгием Беляевым, тяжело переживавшим, что столь любимый и его трудами обустроенный приход в селе Протопопове остался без пастыря. Увидев в отце Иоанне достойного преемника, он предложил ему отправиться в Протопопово, снабдив рекомендательным письмом. По приезде отца Иоанна в село было созвано общее собрание прихода. Авторитет отца Георгия среди прихожан был настолько высок, что кандидатуру отца Иоанна одобрили единогласно, и он получил благословение епископа на служение. 20 сентября 1929 года скончалась жительница села Ольга Макеева. Ее дочь Клавдия в 1927 году вступила в компартию, училась в совпартшколе и запрещала матери посещать храм и пускать священника, когда он обходил дома жителей с молебном. Дочь собиралась провести гражданскую панихиду, на похороны матери пригласила из города оркестр, но другие родственники настояли на отпевании, которое было проведено. Вскоре отца Иоанна арестовали и заключили в Коломенскую тюрьму, обвинив в разжигании религиозности и враждебном отношении к советской власти. Активисты прихода решили созвать общее собрание верующих, чтобы ходатайствовать об освобождении пастыря. Но тут же были арестованы некоторые из членов церковного совета и среди них староста храма Иван Летников. [Иоанн Летников, прославленный Русской Церковью как исповедник, родился в 1860 году в селе Протопопове. Долгое время помогал в торговых делах и во всем, что касалось возведения в его родном селе Троицкой церкви, тестю — купцу Андрею Салтыкову. Со временем сам стал лесопромышленником и хозяином лесопильного завода. После большевистской революции передал завод государству. Будучи допрошен, виновным себя не признал]. 23 декабря 1929 года Особое совещание при Коллегии ОГПУ приговорило священника Иоанна Калабухова к трем годам заключения в концлагере, а старосту прихода Ивана Летникова к трем годам ссылки в Северный край, где он скончался 25 октября 1930 года. В 1932 году священник вернулся в село Протопопово, где ему жить не разрешили. Епископ благословил его служить в Ильинском храме в селе Озерцы Луховицкого района Московской области. 16 февраля 1938 года отец Иоанн был вновь арестован и заключен в Коломенскую тюрьму. По приговору тройки при УНКВД 26 февраля он расстрелян на полигоне Бутово под Москвой.

 

Читаем Писание:

Евангелие от Матфея, глава 9:9-26// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.32. – (раздел «Вера», рубрика «Читаем Писание»).

 

Марина Андреевна Журинская (1941-2013). Призвание. Нападки. Доброта.* Ил.: Воскрешение дочери Иаира. Габриэль Макс. 1878; Призвание апостола Матфея. Андрей Миронов. 2010// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.32-36. – (раздел «Вера», рубрика «Читаем Писание»).

*Продолжение публикации (см. Фома №141,142,143,145,148,149,151,152) колонок М. А. Журинской о Евангелии, печатавшихся ранее на сайте журнала «Фома».

 

Реклама: С.37.

 

Толковый словарь:

Исповедь. [Исповедь – лат. confessio, от глагола сonfiteor – «признавать», «явно показывать», «обнаруживать»]. / Автор – Юрий Пущаев. Ил.: Отречение Петра. Роберт Лейнвебер (1845-1915)// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.38. — (раздел «Вера», рубрика «Толковый словарь»).

 

Реклама: С.39.

Говорят, что… Фото Романа Дзивульского// Фома. — №2(154) – февраль 2016. — С.40-41. – (раздел «Вера», рубрика «Говорят, что…»). Ответы на следующие суждения и вопросы:

 

Говорят, что если встретить на улице священника или монаха, с тобой обязательно случится несчастье. На самом деле… — С.40;

 

Часто спрашивают: как обличать грех и при этом не гневаться на грешника? Отвечаем: — С.40;

 

Почему Церковь считает грехом суррогатное материнство? Потому, что… – С.41;

 

Как относиться к книгам протопресвитера Александра Шмемана? Можно ли их использовать при изучении Православия? Отвечает Протоиерей Николай Емельянов, проректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Фото: Протопресвитер Александр Шмеман. 1980-е гг. – С.41.

 

Школа «Фомы». Праздник:

 Сретение Господне. [Дата. Статус. Событие. Икона праздника и др. информация по теме] Ил.: Сретение. Рембрандт Харменс ван Рейн, 1631. Фрагмент картины// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.42-43. – (раздел «Вера», рубрика «Школа “Фомы”. Праздник»).

 

ЛЮДИ (раздел). – С.44-67.

Ирина Лукьянова. Несредняя школа. Что нужно знать про альтернативное образование. Фото Артема Житенева/РИА Новости; Алексея Филиппова/ТАСС; Сергея Конькова/ТАСС// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.44-55. – (раздел «Люди»). На врезках в статье – два материала:

 

         Мнение священника:

 

Священник Андрей Постернак, директор Свято-Петровской школы (Москва). О духовных опасностях альтернативного образования. Фото Максима Праздника. – С.51.

 

         Мнение психолога:

Алина Виноградова, семейный психолог, Москва. 7 минусов «немассовой» школы. – С.54.

 

У вас будет ребенок:

Совместный проект: журнал «Фома», рубрика «У вас будет ребенок» телепрограммы «Пока все дома» (Первый канал), Департамент по вопросам семьи и детей Томской области.

 

Найти ребенка по видеопаспорту. Авторы идеи — Тимур и Елена Кизяковы// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.56-57. – (раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок»). Вошли следующие материалы:

 

Люда. Видеопаспорm № 1Ihc (Мои достижения; Мои документы; Обо мне; Я люблю). – С. 56,57;

 

Юра и Настя. Видеопаспорта № 1rsw, 1y4g (Наши достижения; Наши документы; О нас; Мы любим). – С.56,57;

 

Куда обращаться будущим родителям Люды, Юры и Насти (сестер и брата можно забирать в семью только вместе) . – С.57.

 

Семейный совет:

Как мы жили без Саши? Дневник приемного папы.* Отрывки из дневника приемного папы Александра Данцана, Новосибирск// Фома. — №2(154) — февраль 2016. – С.57. – (Раздел «Люди», рубрика «У вас будет ребенок. Семейный совет»).

*Более 400 приемных семей прислали дневники-рассказы о своем опыте приемного родительства на конкурс «Наши истории», который проводил Благотворительный фонд Елены и Геннадия Тимченко.

 

Юлия Шутова. «Я знаю всё про РПЦ», или Все таксисты грабят приезжих. Фото Алексея Мякишева// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.58-59. – (раздел «Люди»).

См. также: 5 вопросов о номере. Отвечает Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).

 

Путешествие с «Фомой»:

Виктория Сельверова. Саров. Спрятанный город.* Фото Олега Кривошеева, Владимира Ештокина, Виталия Скворцова// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.60-65. – (раздел «Люди», рубрика «Путешествие с “Фомой”»).

*Материал опубликован в спецвыпуске журнала «Фома» «Малые города –            герои России». При реализации проекта используются средства         государственной поддержки, выделенные в качестве гранта в соответствии с          распоряжением Президента Российской Федерации от 01.04.2015 №79-pn и на      основании конкурса, проведенного Обществом «Знание» России.

 

Школа «Фомы». Суть вещей:

Георгиевское облачение* [История; Как используется; Варианты использования Георгиевского облачения; Военное облачение священника]. Фото предоставлены фондом «Омофор»// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.66-67. — (раздел «Люди», рубрика «Школа “Фомы”. Суть вещей»).

*Георгиевское облачение – особый вид церковного облачения, которое вручается священнослужителям, окормляющим воинов армии и флота, а также внесшим значимый вклад в духовное воспитание военнослужащих.

 

КУЛЬТУРА (раздел). – С.68-87, 94.

Дмитрий Володихин. Никто не хотел уступать. К 800-летию трагедии на реке Липице.* Ил.: Междоусобица. Александр Быстров. 1996. Репродукция предоставлена Культурным фондом имени А. К. Быстрова;

Князь Всеволод Юрьевич. Портрет из Царского титулярника (1672); Князь Ярослав Всеволодович, подносящий храм Христу. Фреска церкви Спаса на Нередице, Новгород. Около 1246; Лучник XIII века. Иллюстрация с современной открытки; Великий князь Ярослав после разорения татарами Руси возобновляет города. Борис Чориков. 1836; Шлем Ярослава Всеволодовича, потерянный им в Липицкой битве 1216 года и найденный в 1808 году, хранится в Оружейной палате Московского Кремля// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.68-73. – (раздел «Культура»).

*1216 год. Битва близ города Юрьева-Польского, в которой в смертельной схватке сошлись две русские рати, возглавляемые родными братьями, сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Полки Владимира, Суздаля, Переяславля-Залесского, Юрьева, Мурома и Городца вышли против Новгорода, Смоленска, Пскова и Ростова.

 

Коротко:

 Мысли.* Писание.** Притчи.*** Истории.**** Числа.***** Ил.: Крестьяне в поле Эраньи. Камиль Писсарро. 1890. Фото: Святой праведный Иоанн Кронштадтский. 1900-е гг. и фото сайта miloserdie.ru. Редакция благодарит издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.74-75. – (раздел «Культура», рубрика «Коротко»).

*Рэй Бредбери. Цитата: «Бог дал нам разум, чтобы мы исследовали то, что уже есть, а не для того, чтобы мы гадали и боялись, что нас ждет в будущем».

** Книга Екклесиаста, глава 4, стихи 9-12 («Двоим лучше, нежели одному…»).

*** «Жил один скупой человек, который замуровал в стену подвала большую ссуму денег…».

**** «Иоанн Кронштадтский ежедневно заходил в мелочную лавку Петрова менять 10-15 рублей на копейки и после раздавал их нищим. Так продолжалось несколько лет… Однажды…».

***** 632 672 рубля собрала акция службы помощи «Милосердие» «Подари дрова». На собранные в ходе акции средства удалось обеспечить дровами 79 семей. Списки тех, кому необходима помощь, составили священники Каменской епархии. Православная служба «Милосердие» проводила акцию «Подари дрова» в третий раз (по материалам miloserdie.ru).

 

Алексей Жабский. Цвета памяти. [Вступительная заметка, представляющая художника Алексея Александровича Жабского (1933-2008); Репродукции его работ (7 назв.); Автобиографический рассказ А. Жабского – «Красный карандаш»]// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.76-81. — (раздел «Культура»).

 

Строфы:

Совместный проект журналов «Фома» и «Новый мир».

Вадим Шефнер (1914-2002). Через одно мгновенье. Подборка стихотворений 1938-1967 гг. (Детство /«Ничего мы тогда не знали …»/; Миг /«Не привыкайте к чудесам…»/; Гордыня /«Над пустотою нависая криво…»/; «Отлетим на года, на века…»; Глоток /«До обидного жизнь коротка…»/). Автор вступ. заметки Павел Крючков, заместитель главного редактора журнала «Новый мир». Рисунки Татьяны Песковой// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.82-83. – (раздел «Культура», рубрика «Строфы»).

 

Школа «Фомы». Книга:

 Братья Карамазовы. [Автор: Федор Достоевский; Время написания: 1879-1880 гг.; Содержание; Из читательской истории книги; 7 фактов о Федоре Достоевском]. Ил.: Алеша Карамазов. И. Глазунов. 1982; Похороны Ф. М. Достоевского. Рисунок В. Порфирьева// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.84-85. – (раздел «Культура», рубрика «Школа “Фомы”. Книга»).

 

Обзоры:

 Что читать:

Представлены и отрецензированы издания:

М. Г. Сараджишвили. Однажды в Грузии. Записки очевидца. – М.: Изд-во Сретенского монастыря. 2015. – 400 с. / Представляет Вероника Бузынкина// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Девяностые годы двадцатого века, в Грузии «ледниковый период», в домах нет света, газа, воды, за хлебом – километровые очереди. Полстраны разъезжается по разным точкам земного шара. А те, кто остался, разделены политическими убеждениями. И в это время происходит удивительный духовный подъем: множество людей искренне обращаются к вере. Рассказы Марии Саранджишвили о жизни новоначальных христиан в постсоветской Грузии, которая по преданию, была и остается уделом Божией Матери; об ошибках и открытии веры; о праведниках, с которыми довелось встретиться. Герои книги – люди простые, прихожане грузинских храмов, знакомые, соседи по дому. Многие из них искренне ищут истину, стараются послужить ближнему, живя по евангельскому принципу «Друг друга тяготы носите…», учатся быть верными Церкви, несмотря на разочарования. В рассказах отразилась такая черта грузинского характера, как горячность веры. Один из героев книги, русский священник, характеризует грузинский народ: «Если уж верят – то всей душой…». И у этой книги есть такой эффект: читая рассказы, отогреваешься душой, хоть герои и зябнут в нетопленых квартирах.

 

О том, чего «не может быть». Разговор о чуде в нашей жизни. – М.: Никея. 2015. – 144 с. / Представляет Вероника Бузынкина// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Говорить о чудесах сложно, ведь чудо – это всегда тайна, которая вряд ли доступна изучению и препарированию. Но журналист Константин Мацан попытался разложить по полочкам такое тонкое явление и побеседовал о нем с семью известными священниками — Сергием Правдолюбовым, Алексием Емельяновым, Игорем Фоминым, Михаилом Тагановым, Георгием Бреевым, Сергием Кругловым, Павлом Великановым. Собеседники Константина Мацана, священники с большим пастырским опытом, с чудесами встречаются постоянно и рассказывают о них без экзальтации и скепсиса. Каждая глава книги начинается с евангельского отрывка о чуде, совершенном Христом. А дальше идет речь о самых разных аспектах чудесного: для чего человеку даются чудеса? Как связаны евангельские и простые чудеса, которые случаются в повседневной жизни? Как избежать потребительского отношения к чуду? Могут ли творить чудеса современные христиане? И если да, то как?

 

С. Н. Дурылин. Тихие яблони. Забытая русская проза. Сост. Н. Виноградова. – М.: Никея, 2015. – 304 с. – (Духовная проза) / Представляет Наталья Богатырёва// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Грустный подзаголовок у этой книги – «забытая русская проза». А ведь прозу прекрасного писателя, литературоведа и театроведа Сергея Николаевича Дурылина (1886-1954) можно смело поставить рядом с произведениями Шмелева, Куприна, Лескова… Негромкая, чистая и глубокая проза, в которой с такой силой звучит любовь к России – той, старой, дореволюционной. Дурылина и называют «певцом традиций и наследия русской культуры». Быт купечества (из этой среды происходил писатель), старинный уклад русской жизни в монастырях и поместьях; увлечения молодых людей рубежа XIX-XX веков революционными идеями, толстовством, декадентством и потеря веры; трудное обретение пути к Богу – обо всем этом Дурылин пишет, основываясь на личном опыте. Трудной и насыщенной была его жизнь. Работа в толстовском издательстве «Посредник», поездки на Русский Север, окормление у старца Анатолия Оптинского, принятие священнического сана и сослужение праведному Алекию Мечеву в Никольском храме на Маросейке. С 1922 года он в ссылках (в общей сложности 9 лет). Переодически возвращаясь, преподавал гуманитарные предметы детям и много писал о литературе и искусстве. Дурылин – друг и биограф художника М. В. Нестерова. Освободившись наконец, Дурылин поселился в Болшеве, где тайно служил в своем доме. Весь его жизненный опыт, его отношение к истории и культуре России, а главное, верность вере – в его повестях и рассказах, которые дарят тепло и душевное спокойствие.

 

Дмитрий Володихин. Цветок с Мадагаскара. – Севастополь: Шико-Севастополь, 2014. – 192 с. / Представляет Владислав Сурков// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Эта новая книга Дмитрия Володихина – сборник сказок и рассказов о фантастических событиях, происходящих на Земле и на Луне, в замках и неприметных домах на окраинах города, о детях и взрослых, наделенных необычными умениями, о благородных поступках волшебников и простых людей, о терпении и отчаянии, о сбывающихся мечтах. Используя глубокие знания истории, Володихин часто переносит действие в Средние века. Но какую бы эпоху автор не предпочел в том или ином рассказе, он никогда не указывает точной даты. Эти легенды не нуждаются в указании на конкретный временной отрезок, ведь на самом деле в них отражены вечные, существующие во все времена качества человеческой души. Всё волшебное и фантастическое в книге отходит на второй план, а на смену ему являются высшие, непоколебимые силы — вера, надежда и любовь. В детских, на первый взгляд, сказках заложены серьезные христианские идеи. Книга полезна как для ребенка, так и для взрослого читателя. Она заставляет задуматься о важнейших духовных ценностях.

 

Ариадна Борисова. Записки для моих потомков – 2. Повесть в рассказах. Художник Ольга Громова. – М.: Настя и Никита, 2015. – 107 с.: ил. / Представляет Ольга Гурболикова// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.86. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Продолжение полюбившихся читателям записок девочки Валентинки. В первой книге она рассказывала о летних каникулах, проведенных в деревне у бабушки в дружной компании своих сверстников. Новые записки охватывают события ее жизни в городе с сентября до следующего лета. Валентинка ходит в школу, пытается прогуливать математику и испытывает ревность к новорожденной сестренке. А также заводит новых друзей, ищет ключи от счастья и пробует стать ходячей добродетелью. Способная на неожиданные поступки героиня книги доставляет своим близким немало хлопот. Но она совсем не хочет никого огорчать, искренне любит всех, умеет быть настоящим другом. И всегда с радостью открывает для себя окружающий мир, полный чудес. Каждый из составивших повесть рассказов – яркий «кусочек детства», «узелок» на память об этой неповторимой поре жизни. Ариадне Борисовой удалось написать книжку, которая одинаково понравится и детям, и взрослым. А чудесные иллюстрации Ольги Громовой добавляют ей юмора и отличного настроения.

 

Вернер Йегер. Раннее христианство и греческая пайдейя. Перевод с англ. и вступ. статья О. В. Алиевой. – М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2014. – 216 с. / Представляет Юрий Пущаев// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.87. – (раздел «Культура», рубрика «Обзоры. Что читать»).

Книга полезна всем, кто интересуется историей раннего христианства и влиянием на него греческой культуры. Это третья часть знаменитого труда немецкого филолога-классика Вернера Йегера «Пайдейя», посвященного истории греческого образования и культуры. Словом «пайдейя» греки называли то, что мы понимаем под образованием и воспитанием в целом как системой. По словам автора, книга рассказывает «о греческой культуре в том ее виде, в каком она существовала на момент возникновения христианства, а также об историческом столкновении этих двух миров в первые два века нашей эры». На отдельных сюжетах разбирается, как непросто, через противоречия и их преодоление происходила христианизация грекоговорящего мира и эллизация христианства. Прочитав книгу, читатель узнает, кого, например, в Новом Завете называли эллинистами и почему греческие писатели считали древних евреев «философским народом». Автор описывает в общих чертах единую линию эволюции греческой мысли. Как наиболее характерную и уникальную форму греческого гения она порождает философию. Вершина греческой философии – система Платона и Аристотеля. Стоицизм и эпикуреизм были, по автору, уже своего рода упадком. В итоге греческая философия приходит к скептицизму, который заявил о воздержании от любых суждений об истине и лжи. Тем не менее, христианское богословие во многом заимствует греческий понятийный инструментарий. Заявке христианства на истинность и универсальность (кафоличность) соответствовала претензия на универсальность единственной интеллектуальной культуры в мире, попытавшейся пойти в этом же направлении, — греческой. Поэтому встреча, конфликт и некий синтез двух великих традиций был неизбежен. Важный плюс книги – доступность изложения. Она написана в форме лекций, что облегчает восприятие достаточно непростых вещей, о которых в ней говорится.

 

Страница добрых дел. На правах рекламы: С. 88-89,90.

 

Реклама: С. 89,90-93.

 

Вопросы мастерам о церковном искусстве:

 Как на самом деле выглядели святые? Отвечает Дмитрий Трофимов, руководитель творческих мастерских «Царьград». Ил.: Император Константин. Икона// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.94. – (раздел «Культура», рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

 

Что такое киоты и какие они бывают? Отвечает Анатолий Влезько, руководитель мастерской «Палехский иконостас». Ил.: Напольный киот для иконы блаж. Матроны Московской// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.94. – (раздел «Культура», рубрика «Вопросы мастерам о церковном искусстве»).

 

Реклама: С.95.

 

Школа «Фомы». Тест на знание:

Кроссворд. Кроссворд составлен на основе викторин по ОПК сайта журнала «Фома»: www.foma.ru/viktorinyi/ // Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.96. – (рубрика «Школа “Фомы”. Тест на знание»).

 

Школа «Фомы». История в картинках:

 Святая Анна Новгородская. [Принцесса Ингигерда – старшая дочь шведского короля Олафа, выданная замуж за правителя Киевской Руси – великого князя Ярослава Мудрого. Приняла православие с именем Ирина. Стала матерью семерых сыновей и трех дочерей. В 1045 году направилась в Новгород к своему сыну Владимиру на закладку собора во имя святой Софии Премудрости Божией. Здесь, же в Новгороде, княгиня скончалась, перед смертью приняв монашеский постриг с именем Анна, и была погребена в Софийском соборе. Сегодня ее мощи пребывают в храме святого апостола Филиппа. Память святой княгини Анны Церковь чтит в день ее кончины – 23 февраля]. Рисунки Наталии Кондратовой// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.97. (рубрика «Школа “Фомы”. История в картинках»).

 

Эпилог:

5 вопросов о номере. Отвечает Александр Щипков, первый заместитель председателя Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ// Фома. — №2(154) – февраль 2016. – С.98. – (рубрика «Эпилог»).

Открытием номера стало интервью с Сергеем Шаргуновым (с.6). Самые актуальные материалы в номере – о коррупции (с.14). Лично, как читателя не «зацепил», а привлек внимание маленький и очень милый рассказ Юлии Шутовой «Я знаю всё про РПЦ, или Все таксисты грабят приезжих» (с.58).

 

Школа «Фомы». Инфографика:

Колокола и звоны.* [Виды колоколов: Большие (благовестники). Малые. Средние; Виды звонов: Благовест. Перезвон. Перебор. Трезвон. Набат]// Фома. — №2(154) — февраль 2016. – С.99 (3-я страница обложки). – (рубрика «Школа “Фомы”. Инфографика»).

*В христианстве колокола стали использовать c IV века. С помощью колокольных звонов Церковь призывает людей на богослужение, извещает о его окончании, а также сообщает о других важных событиях церковной жизни.

 

4-я страница обложки – реклама приложения журнала «Фома» для мобильных устройств.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.