БЕЗ КАЙФА НЕТ ЛАЙФА?

Вынесет ли Россия еще одну диктатуру?

Если заглянуть в словарь синонимов, слово "досуг" окажется в одном ряду с бездействием, бездеятельностью, ничего-не-деланием, бездельем, праздностью, гулянкой, неподвижностью, косностью. А словарь молодежной субкультуры утверждает, что совокупность ценностей, традиций и обычаев, присущих сегодняшней молодежи, делает досуг и отдых ведущими формами жизнедеятельности, вытеснившими труд в качестве важнейшей потребности.

К чему может привести такая жизненная установка? Конкретно — в России начала XXI века? К примеру, президент объявил о запуске грандиозной демографической программы. Но, даже если закачать в нее в пять раз больше денег, "диктатура досуга" не позволит людям рожать больше детей. потому что дети — это труд, причем труд непрерывный, не лимитированный по времени, минимум на ближайшие семнадцать лет. И чем больше детей, тем больше труда. А при диктатуре досуга стандартный жизненный принцип — "мы сначала поживем для себя".

Более того, при диктатуре досуга вообще невозможна никакая нормальная осмысленная семейная жизнь. По той же самой причине: если "мы сначала поживем для себя", то есть если во главу угла ставится кайф, то партнер нужен до тех пор, пока он этот кайф доставляет. Если же у него начинаются проблемы, если он перестает "финансово соответствовать" или начинает в своем развитии двигаться по какой-то другой траектории, этот кайф ломается. А выстраивать новые отношения, трансформировать их — это труд. Легче плюнуть и найти себе другого партнера.

Но и это не все. Когда юное существо начинает развиваться с мыслью "мне нужно стать успешным, чтобы были деньги, чтобы заниматься дайвингом на Красном море" — оно изначально оказывается исключенным из экономического процесса, поскольку не собирается ничего производить. Да и вообще никакой прорыв ни в какой сфере с такой исходной установкой невозможен. Потому что, если прав известный социолог Макс Вебер, первые капиталисты были людьми, жаждавшими узнать, избранные ли они Богом или нет. Жажда истины движет науку, творчество… А при диктатуре досуга Нобелевскую премию скоро некому и не за что будет вручать.

Где же, на каком уровне и почему происходит "сбой программы"? Почему разумная амбициозная девочка, понимающая, что в свои 19-20 лет она еще очень мало знает, и желающая узнать больше, может регулярно плакаться по поводу недостаточности своих знаний и умений, но ничего не делать, чтобы эту ситуацию изменить? Вместо этого она утрет слезы, поедет на дискотеку и до пяти часов утра будет "тусоваться". Потому что диктатура досуга исключает навык труда.

Этой болезнью страдает не только молодежь. Сегодня досуг — это целенаправленное времяпровождение, к которому человек специально готовится. И популярный музыкант или актер не считает для себя зазорным зарабатывать деньги какой-нибудь идиотской телепередачей (прекрасно понимая, что она идиотская), чтобы потратить их потом на свой любимый дайвинг.

Тоска по утраченному Раю?

Русская православная традиция разделяла труд и работу. Труд — это то, что трудно, но Богу угодно, работа — то, что порабощает. Творческая реализация личности возможна только в труде, его человек совершает по своей воле "во славу Божию", это его свободный выбор. А работа — это то, что он делает вынужденно, в силу каких-то обстоятельств. Какие уж тут творчество и самореализация! Но поскольку в нашем сознании труд и работа давно синонимы, творческий элемент самореализации личности перемещается в сферу досуга, как бы исключая труд. Есть только работа, которой ты себя порабощаешь, даже если она тебе не интересна и ничего не дает ни уму, ни сердцу, но зато она дает возможность заработать средства на досуг чтобы ты мог его провести так, как тебе хочется. Но в модели общества потребления досуг не подразумевает никакого творческого труда, а значит и личностного роста. Получается, что человек все время играет: в детстве — в куклы или солдатики, потом — в другие игрушки.

Почему монастырская жизнь в святоотеческие времена была устроена так, чтобы вообще исключить понятие досуга как праздного времяпровождения? Да потому что если ты трудишься Богу, то что бы ты ни делал — метешь ли ты двор, печешь ли хлеб, пилишь дрова, читаешь книгу или молишься — всякое твое действие наполняется смыслом и, в идеале, способствует духовному совершенствованию, которое у великих подвижников превращалось в непрерывный процесс, продолжавшийся даже во сне.

Человек есть образ и подобие Бога, а Бог есть Творец (в одном из греческих переводов — поэтос, поэт). Значит, творческое начало в человеке заложено от Адама. Но в любом творческом акте, который совершает Бог, никакого труда нет — то есть, нет усилия преодоления. Не предполагалось его, видимо, и в творчестве человека. Но когда произошла трагедия грехопадения, и человек изменился, ему было сказано, что отныне он будет в поте лица добывать хлеб свой, а значит, любое его действие будет сопряжено с трудом. Даже молитва — как обращение к Богу, как поиск Бога — тоже появляется после грехопадения: ведь Адаму в Раю не нужно было совершать усилие, чтобы общаться с Богом. Но после грехопадения в любой человеческой деятельности появляется элемент преодоления трудностей ради совершения творческого акта.

Так, может, нынешний культ досуга — ностальгия по утраченному Раю? Ведь в нашем досуге тоже зачастую нет ни труда, ни преодоления. Но нет и творчества…

Жвачка послаще

Диктатура досуга — это диктатура потребления. Ты потребляешь путешествия, зрелища, развлечения, точно так же, как поедаешь сникерсы, лежа на диване перед телевизором. И ради этого ты готов потратить значительную часть своей жизни, выполняя любые служебные обязанности, которые позволяют получить денежное вознаграждение, оплачивающее твое безудержное потребление. К примеру, что такое сегодня футбол? Это бизнес? Да. Игра? Безусловно. А для профессионального футболиста — это игра или работа? Если он тренируется с утра до вечера и получает за это деньги — работа. А для огромного количества народа, которое приникает к телеэкранам во время матчей — это что? Досуг. Но человек готов целый год вкалывать, чтобы за немыслимые деньги купить билет на чемпионат мира и провести там три дня, размахивая флагом и вопя что-то несусветное.

Мы можем возмущаться тем, что богослужения такие длинные — по два-три часа (!), и при том легко провести полдня, бесцельно слоняясь по торговому центру. Или часами смотреть тот же футбол. И у нас даже не возникает вопрос: а что я, собственно, делаю? Общество потребления — это попытка уничтожить саму мысль об аскетизме. Современный человек рассматривает свое время сугубо утилитарно. Ему жаль в воскресенье тратить целых два часа на церковь, время нужно ему либо чтобы зарабатывать деньги, либо чтобы "кайфовать".

Это в традиционном обществе Бог рядом, и человек воспринимает Его как нечто "практически полезное", а современный человек готов признавать, что Он там где-то есть, что это важно, красиво, нравственно, но к его повседневной жизни это не имеет непосредственного отношения. У него перед носом висит морковка, которую ему нужно заполучить любыми средствами. Вот только когда цель достигнута, оказывается, что это — всего лишь морковь, и двигаться больше некуда.

Диктатура досуга — это порабощение человека этому бессмысленному ничего-не-деланию, при котором не совершается ни духовное, ни душевное усилие для достижения какой-то цели. Это как жвачка — жуешь, но не питаешься. И вроде бы в жвачке нет ничего плохого. Но если ею начнешь заменять еду, то умрешь с голоду. В том, чтобы прошвырнуться по магазинам, выпить в ресторанчике кофейку и поглазеть на фланирующую публику, тоже нет ничего плохого. Но незаметно для себя в это втягиваешься и начинаешь искать "жвачку" послаще или подороже, постепенно теряя вкус к настоящей пище, переставая чувствовать голод, и в конечном итоге погибаешь.

Можно ли того избежать? Трудно… Но не невозможно. Если не бояться пренебрежительного прозвища "ботаник" (от "ботать" — в смысле работать), которым в подростково-юношеской среде маркируют человека, предпочитающего, вместо того чтобы "тусоваться" со всеми, заполнять свое свободное время некими осмысленными для него занятиями. В конце концов, человек всегда свободен в своем выборе. Таким сотворил его Бог. И никакие земные "диктатуры" не в силах этого изменить.

borisova БОРИСОВА Марина
рубрика: Авторы » Б »
обозреватель
legoida ЛЕГОЙДА Владимир
рубрика: Авторы » Л »
Главный редактор журнала "Фома"
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (1 votes, average: 5,00 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.