Атомная бомба “Сталинграда”

Владимир Мамонтов об уходе от современных технологий, любви к файлам и нашумевшем фильме

По долгу службы (да и из любознательности природной) бываю на разных симпозиумах и круглых столах, которые трактуют проблемы интернета. И вот в Нижнем Новгороде, на их традиционном медийном форуме, знакомлюсь с человеком, который практически напрочь отрезал своих детей от ужасной, липкой, засасывающей, бесчеловечной всемирной паутины. Он не религиозный фанатик, не дряхлый старец. У него солидная должность, ясный взгляд и обнадеживающий статус.

Он читает с детьми книги. Ходит в походы. Его семья живет, работает и учится (тут по мере необходимости, понятно), а так же отдыхает без интернета. А где можно – и без компьютера. Почему?

Он ответил, что всё дело в любви. «Книгу можно любить, файл любить нельзя»,  —сказал он, все оживились и даже поаплодировали. Действительно, по-нашему сказано, по-журналистски. Броско. Я не стал ему особо возражать, но минимум один файл на своем компьютере я точно люблю. Денег купить экземпляр поэмы «12» Блока с иллюстрациями Анненкова у меня, разумеется, нет, да и выпущено их было всего триста экземпляров. А вот открыть на десктопе папку с правильно сохраненными желтоватыми страничками, в высоком разрешении, так, что даже пятнышки неизбежной ржавчины видны – могу. И старый мир, как пес безродный, стоит. И безмолвный, как вопрос, буржуй, отбрасывает черную венценосную тень…

А еще у меня в смартфоне есть 1900 любимых файлов. Библиотека русской литературы. Дома стену занимает, да и то не вмещается: мешают Фицджеральд с Хемингуэем. Но дома другие дела есть, чего там греха таить, а вот в поездках, в самолетах и поездах отлично идет оживление в памяти Тургенева, Бунина, Грина, а то и Сологуба. Который, кстати, не пришел слушать «12», огорчив Блока: по его мнению поэт продался большевикам и стал «нерукопожатным». Не пришла и Анна Ахматова. И Владимир Пяст. (Надо бы освежить в памяти, кто он таков).

Фи, говорят мне, литература в телефоне. То ли дело шорох страниц, запах книжного переплета… Да, шороха нет. Зато я теперь знаю, сколько волнующего душу восстановлено в моей оперативной памяти с тех пор, когда я последний раз открывал «Анну Каренину» в таком милом и мне коричневом, потертом поколениями читателей переплете.

Намеренный, сознательный уход от современных технологий, когда речь идет о поддержании консервативных, истинных и вечных ценностей, а у нас именно такой случай, нередок. И не лишен своеобразного обаяния. Однако же на деле он опасен, как и противоположность его, безоглядная, полунаркотическая капитуляция перед цифровой бездной – это моя личная точка зрения. Дочка моего нового знакомца может испытать в будущем совершенно неоправданные разочарования и трудности социализации,  да и просто лишиться важных навыков, если возвести «виртуальный эскапизм» обеих крайностей в абсолют. Больше того, пренебрегая современными, модными, технологичными средствами воспитания и воздействия,  консерваторы и хранители традиций рискуют просто потерять молодежь, которую приберут к рукам люди не столь убежденные в приоритете истинных ценностей.

Приведу пример из совсем другой отрасли, кинематографической. По трехмерным экранам России вполне триумфально идет «Сталинград», а на него идет молодежь. И действительно авторы фильма, хоть и вдогонку за Голливудом, копировщиками и бойкими ремесленниками, но предлагают новому поколению зрителей общаться на языке, им уже освоенном и принятом. Предлагают новый технологический мир. Когда-то снимая коммерчески успешные попсовые клипы, осваивая броский видеоряд и буквально физиологические приемы привлечения молодой публики, следуя такой эстетике и даже насаждая её, Федор Бондарчук в сущности подготовил себе зрителей нынешнего «Сталинграда». Воспитал смену. Теперь смена послушно тащит свои денежки,  глотает компьютерный и клиповый попкорн, валящийся с экрана: защищать надо не Родину, а Катю (и это самое милое), война – это жестокая игра, в которой нет победителей, а история – жалкий набор бессмысленных жертв и катастрофических нелепостей.

Что же делают те, кого такие установки на будущее не устраивают? Они пишут рецензии, они возмущаются, они громогласно именуют новые технологии дьявольским… И что? А ничего. Поле данного сражения ими по умолчанию оставлено.

Они не умеют, из принципа не хотят, образно говоря, «любить файлы», как это умеет Бондарчук – и Бондарчук победит всю эту высокодуховную пехоту, артиллерию и обоз. Со своим троекратно проклятым и анафеме преданным  убогим набором идей. Стандартными, нежизнеподобными ходами. Но с атомным оружием технического и медийного воплощения. Как победил Голливуд – с набором его ценностей.

Почему? Мой ответ: добро не освоило новых технологий, а зло умело ими пользуется.

И, кстати, о Владимире Пясте. «Злой», «опасный», «полный мерзостями» интернет послушно сообщает: литератору и критику «серебряного века» принадлежит прозорливая мысль о том, как «не справляясь с действительностью», уходят творческие люди в умозрительную «математику». Как сказано – «не справляясь с действительностью»! Ещё он писал трогательные, нежные, и, честно говоря, плохонькие стишки. Отложил эти файлы себе в отдельную папку: вряд ли их полюблю, но они точно пригодятся.

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.