Религиозная философия Николая Бердяева
Пожалуй, это самый неоднозначный из русских религиозных философов XX века. Собственно, многие его критики вообще отказываются Бердяева признавать философом, называя его труды парадоксальным потоком сознания, фиксацией сиюминутных и зачастую взаимоисключающих рефлексий автора. В то же время многим, особенно западноевропейским интеллектуалам, именно Бердяев открыл Православие.

Сам Николай Бердяев называл себя верующим вольнодумцем. Он так и не смог до конца воцерковиться. «Я вполне готов каяться в моих многочисленных грехах и в этом согласен был смириться. Но я не мог смирить своих исканий нового духа, своего познания, своего свободолюбия», — признавался он.

Зато он свято верил в особый путь России, в ее мессианское предназначение, в то, что именно Православию суждено возгласить Западу «тайну свободы».

В февральской революции 1917 года Бердяев быстро разочаровался, октябрьскую и вовсе не принял. Когда в 1922 году его высылали из Советской России, он испросил благословения у прославленного ныне в лике святых протоиерея Алексия Мечёва, а в эмиграции, в Париже, один из немногих выступил в поддержку Декларации о лояльности местоблюстителя патриаршего престола митрополита Сергия (Страгородского), вызвавшей резкое неприятие в Русском зарубежье. Эта публикация была принципиальным поступком. Как писал сам Бердяев, «когда произошел конфликт между Московской патриаршей Церковью и Зарубежной Церковью, возглавленной митрополитом Евлогием, я решительно присоединился к Московской патриаршей Церкви и написал свирепую статью…»

Николай Бердяев до конца жизни пребывал в лоне патриаршей Церкви.

В 1930—1940-е годы известность его в Европе, да и в Америке, была чрезвычайно велика. Почти все им написанное (а это сорок книг и четыреста пятьдесят статей) было переведено на основные европейские языки, по книгам Бердяева судили о русской душе, русском народе, истокам русской революции. Он и сегодня — один из самых читаемых в мире философов. И сегодня, спустя шесть десятилетий после его смерти, не прекращаются споры вокруг его личности и его огромного творческого наследия.

Умер Николай Бердяев в 1948 году с пером в руках, за письменным столом. Книга «Царство Духа и царство Кесаря» так и осталась незавершенной.

0
0
Сохранить
Поделиться: