5 ВОПРОСОВ О ГРУППЕ ДРУЗЕЙ «ФОМЫ» «В КОНТАКТЕ»Как известно, у «Фомы» существует собственная Группа друзей в социальной сети «ВКонтакте».* Здесь читатель может рассказать о себе, предложить волнующие его темы для написания статей, задать вопрос редактору, поучаствовать в фотофестивалях и опросах, регулярно проводимых редакцией, подискутировать с «соратниками» — людьми, так же увлеченными «Фомой»...

Когда и с какой целью она создавалась? Почему стала «закрытой»? Какая атмосфера царит в ней и за что банят? Какие планы по развитию Группы на будущее? С этими вопросами мы обратились к Первому заместителю главного редактора журнала «Фома» Владимиру Гурболикову.



1. Владимир Александрович, вот уже несколько лет существует Группа читателей «Фомы» в рамках соцсети «ВКонтакте». Скажите, кто был автором этой идеи и для чего изначально создавалась группа?

Парадоксально, но факт: о Группе друзей «Фомы» «ВКонтакте» я узнал случайно. Инициатором ее создания стали наши коллеги из представительства «Фомы» в Санкт-Петербурге, проводившие на тот момент серию замечательных акций под названием «Территория радости» (по итогам которых отбирались работы для фотовыставки).

Зарегистрировавшись, я обнаружил, что в группе состояло всего лишь пара сотен человек и жизни в ней почти не наблюдалось. Поскольку она носила громкое имя «Группа друзей журнала «Фома», я посчитал, что такую группу нужно либо закрывать, либо развивать, и мы избрали второй путь. С тех пор прошло не так много времени, но в Группе нашей (которую пришлось сделать закрытой из-за нескольких целенаправленных атак недоброжелатей) уже более 8 тысяч друзей. Группа оказалась настоящим клубом журнала «Фома», где можно узнать, чем мы живем и что у нас происходит.

2. В Группе уже более 8 тысяч человек. Для социальных сетей это неплохая цифра, однако такое количество людей задает особую специфику в общении. То есть, атмосферу этакого междусобойчика сохранить трудно. С какими трудностями приходится сталкиваться вам и другим модераторам?

Безусловно, Группе нужна клубная доверительная обстановка, но я не хотел бы, чтобы в ней складывалась атмосфера междусобойчика. Междусобойчик бывает между 5–10 людьми. И зачастую новички не могут через эту «стену» прорваться: боятся вставить слово, показатья глупее других. С другой стороны, без активного участия наших верных читателей любое обсуждение потеряет смысл.

И потому самое главное — сохранить баланс между диалогом, который идет почти постоянно между активистами Группы, и возможностью для других людей, более робких, менее уверенных в себе, тем не менее, высказывать свои мнения. И, наконец, необходимо давать информацию о том, как и чем живет «Фома», что в нем публикуется, как живут наши другие проекты, что вообще с нами происходит.

Поскольку Группа закрытая, мы стараемся компенсировать это серьезным, внимательным подходом к каждому вступающему. Мы понимаем, что не все люди постоянно находятся в сети, некоторые могут выбраться в Интернет раз в неделю или реже. Мы стремимся дать им возможность видеть, что происходит в Группе, быть в курсе событий.

Для этого принят ряд мер:

1. Каждому, кто вступает в Группу, мы высылаем письмо с ее описанием и полезными ссылками.

2. Также можно подписаться на еженедельную рассылку, рассказывающую об обновлениях в Группе (фестивалях, наиболее интересных ветках обсуждения, опросах, проводимых редакцией).

3. Для налаживания обратной связи создан мой второй адрес — Модератора Группы друзей «Фомы». Некоторые обращения я рассматриваю сам, другие, текущие, перепоручаю помощникам. Но вместе мы стараемся никого не оставить без ответа.

То есть идет каждожневная работа, которую несколько модераторов (кто-то за небольшое пожертвование, а кто-то — бесплатно) ведет в Группе. А если еще прибавить сюда фотофестивали, конкурсы, специально организованные обсуждения, новости, борьбу со спамом — всё это составляет достаточно большую работу.

3. Есть ли в Группе некий устав или кодекс поведения? Вообще, что редакция хотела бы увидеть со стороны рядовых участников клуба?

Изначально кодекса не было. Но недавно внутри Группы возникла дискуссия, в ходе которой пришлось сформулировать правила поведения. Думаю, что обозначенные в той ветке обсуждения Александром Ткаченко, Викторией Голубковой пояснения как раз можно считать неписаным регламентом Группы. В ближайшее время мы его превратим в написанные правила и опубликуем.

В общем-то, правила эти не очень-то отличаются от стандартных требований взаимоуважения, прописанных в любом интернет-форуме. Но по моему опыту, люди правила читают неохотно и в последнию очередь, поэтому главные вещи — это уважение к тем людям, которые уполномочены регулировать происходящее, внимательное отношение к их словам. При этом отношение доброжелательное: не нужно обижаться, если кажется что модератор слишком жестко ведет себя, лучше задать вопрос. И лучше задать его не публично, а просто списавшишься с этим модератором, либо со мной, и попробовать найти выход, если возникла какая-то проблема.

 

Кроме того, нам очень важен отклик читателей на вопросы, поднимаемые руководителями Группы. Прежде всего это важно для нашего общего детища — журнала «Фома». Я часто сталкивался с тем, что людей приходится втягивать в обсуждения, упрашивать элементарно написать о себе, заполнив анкету подписчика, разобрать очередной номер.

Итак, в первую очередь нам нужно, чтобы участники Группы спокойно критиковали и разбирали то, что мы делаем. Все время звучит этот призыв, но откликаются на него очень вяло. С другой стороны, интересно, когда читатели делятся с нами идеями и предложениями в адрес журнала. И редакторы, читающие Группу, поставили в планы определенные темы. Например, именно с подачи участников Группы в журнале была поднята тема бездетности.

4. Хотелось бы затронуть проблему бана... Для многих форумов это больной вопрос, и, как известно, в свое время форум «Фомы»-онлайн был закрыт именно из-за проблем с фильтрацией негатива, который поступал от некоторых пользователей. Как с этим обстоит дело в Uруппе?

Дело не в фильтрации негатива, а в том, что если издание заводит форму круглосуточной обратной связи в режиме онлайн, то люди естественно ожидают:

- во-первых, присутствия редакторов, авторских колонок;

- во-вторых, их реакции и ответов, если чужие мнения, не совпадающие с мнением редакции, начинают превалировать;

- и, наконец, опровержения и ответных мер — если дается информация, которая является либо искаженной, либо дезинформацией.

Мы видим что многие форумы, ленты откликов под статьями в интернет-СМИ (причем не только в православных) представляют собой страшную аморальную помойку. И порой чтение этих откликов просто перечеркивает тот труд, который сделал журналист, написавший статью — причем не в силу критики этой публикации, а из-за того хаоса и хамства, которые модераторы попросту не в состоянии отследить. А редакторам журнальных изданий просто некогда заниматься диалогом с каждым из пишущих там. Соответственно, если мы даем такую полную свободу посетителям, то рискуем дезориентировать читателя, оставить его один на один с самыми разными вариантами негатива.

Ведь негативом является не только ругательство и не только хамство, но, например, и вранье, непроверенная информация и так далее. Мы к этому очень ответственно относимся и надеемся, что форум, который мы собираемся создать на новой версии нашего сайта, будет организован с учетом предыдущих ситуаций, в том числе и опыта Группы.

В Группу мы принимаем почти всех, но если кто-то воспользовался этим, чтобы, к примеру, заполонить ее антицерковным спамом, то естественно, после одного-двух предупреждений такой человек перестает попадать в Группу. Во всех остальных случаях идет диалог, иногда очень сложный, как показывает практика. Сейчас мы баним только откровенных хулиганов.

5. Группа — каковы ее дальнейшие перспективы, на ваш взгляд?

В общем-то, группы «ВКонтакте» — для социальных сетей уникальны по возможностям. Это видно по результату: православная русскоязычная группа «Православие» здесь насчитывает свыше 77 тысяч участников. Пожалуй, ни в каком другом месте это не могло бы быть. Но естественно, поскольку «ВКонтакте» — соцсеть, то здесь возможности всё равно ограначены. И мы пытаемся каким-то образом их расширить.

Например, в какой-то момент фактически отдельным сообществом стала личная страница Модератора (изначально созданная, чтобы обслуживать Группу) — сейчас там более 3 тысяч друзей, которые одновременно являются членами Группы.

Модератор, когда выставляет ссылки на фестивали, конкурсы, обсуждения в Группе, уверен и знает, что люди смогут это увидеть и зайти в Группу. И наоборот, из Группы очень легко попасть на страничку Модератора и посмотреть дополнительные материалы, публикации, ссылки. Это очень помогает и благоприятно отражается на посещаемости основного нашего сайта www.foma.ru.

А дальше нужно что-то подобное развивать. Я б был очень не против чьих-то личных аффилированных страниц. И думаю, что может появиться фотоклуб отдельный, потому что чем я больше слежу за нашими фотофестивалями, тем больше понимаю, что легче было бы организовать открытое пространство для проведения фотоконкурсов.

Существуют группы, связанные с какими-то отдельными локальными проектами «Фомы» или нашими международными проектами. Больше хотелось бы, конечно, связи с православными молодежными группами, которые «ВКонтакте» также есть живые и интереcные, но нас там нет. Хотелось бы, чтобы это был некий живой обмен, чтобы общение не сводилось к ссылкам справа в друзьях.

Я бы с удовольствием начал искать волонтеров, которые нашу жизнь, наши публикации как-то бы освещали на других интернет-ресурсах. Я знаю несколько довольно крупных блогов и форумов, где никаким образом, кроме случайных и редких ссылок на «Фому», наши темы и наша проблематика не представлены.

Еще я считаю, что неправильно давать просто ссылки на материал, это выглядит как рекламная кампания. Надо, чтобы это было приглашение к диалогу. Здесь требуется больше, чем копирование очередных вышедших в «Фоме» материалов. Здесь должен присутствовать сам человек, интересная личность, которая обладает собственной позицией, собственным взглядом, и для него наш материал не является единственным, о чем он говорит. Публикация должна быть пропущена через личную призму его восприятия. Я хотел бы, как пример, привести то, что делает Ольга Дворнякова — редактор сайта «Настя и Никита» (book.foma.ru). Вот ее блог в живом журнале — это один из примеров того, как это могло бы быть, если к этому правильно отнестись. Мы создали главную «планету», теперь дело за «спутниками».


*Чтобы пройти по ссылкам, необходимо предварительно зарегистрироваться в социальной сети «ВКонтакте» и подать запрос на вступление в Группу.

0
0
Сохранить
Поделиться: