5 вопросов о декабрьском номере

Отвечает Алексей Светозарский, профессор Московской духовной академии

Что стало для Вас открытием номера и почему?

Меня поразило интервью с Эмериком Шопрадом (с. 8): то впечатление, которое у меня сложилось об этом человеке, сильно отличается от наших, во многом стереотипных, представлений о западных людях. Я был по-хорошему удивлен открытостью, спокойствием, трезвенностью Шопрада, а также его доброжелательностью по отношению к нашему народу. Конечно, лестно читать его слова, хотя, мне кажется, он нас все-таки немного идеализирует. И в то же время спокойный тон французского политолога — это не холодность прагматика, который уверен в каких-то четко просчитанных им ходах. Здесь видно, что человек мыслит, переживает, что он эмоционален! Интервью с ним полно оптимизма, и, что касается общих христианских ценностей, он — наш единомышленник, встретиться с которым на страницах журнала было очень приятно.

Какой материал  в номере, на Ваш взгляд, самый актуальный?

Здесь я бы выделил материалы Темы номера «Почему не читают Евангелие?» (с. 18). Тема очень важна! Читаем ли мы сегодня Писание, насколько оно сейчас актуально для нас и востребовано нами? Это единое на потребу и самое главное в номере. Все остальное — где-то обогащает, где-то развлекает, может расширить рамки наших представлений, но в Теме номера затронута актуальнейшая проблема, которая касается каждого христианина!
Я бы выделил особо отрывок из автобиографии митрополита Сурожского Антония (Блума) (с. 30), которого всегда полезно и приятно читать, и интервью с протоиереем Димитрием Смирновым (с. 18). Хотя, на мой взгляд, не все так пессимистично, как об этом говорит отец Димитрий: все-таки мы читаем Евангелие, пусть не всегда по зачалу. К тому же я часто встречаю людей, которые тянутся к Писанию, причем не все они принадлежат к церковному кругу, в котором я много вращаюсь. Так что в некоторых моментах с отцом Димитрием, мне кажется, можно поспорить.
Очень понравилось, что дается краткая информация о евангелистах, о том, когда и на каком языке был написан текст. Справочные материалы дают ответы на вопросы, действительно волнующие людей, которые в первый раз берут в руки Евангелие, — это я помню по себе. Предоставлен тот самый контекст, который необходим, чтобы читать Писание в первый раз.

Чего не хватает в этом номере?

Мне кажется, что сейчас в «Фоме» недостаточно освещена история нравов, общественных проблем — особенно в XVIII и XIX столетиях. Я имею в виду моменты, которые определялись изменениями государственного, политического, общественного устройства, место Церкви в этих процессах. Хотя здесь главное — не уйти в специфику, интересную только специалистам.
У нас есть проблема с идеализацией прошлого, и для восстановления истины необходимо знать подлинную картину. Существует множество интересных для рассмотрения примеров, в том числе люди благочестивые, жившие в неблагочестивый век: например, Федор Ушаков и Александр Суворов. Интересны также вопросы женского правления — история российских императриц.

Какой материал «зацепил» лично Вас как читателя?

Прямо скажем, меня взволновала именно «Тема номера». Она мне близка. Повторюсь: хотя мой опыт — не критерий и не абсолют, у меня есть соображения другого характера, нежели те, что высказал отец Димитрий Смирнов. Все-таки нельзя сказать, что мы отлучены от Евангелия. По всем правилам гомилетики после каждого евангельского чтения на богослужении священник произносит проповедь и пересказывает нам соответствующий отрывок текста, понимая, конечно, что пересказ — это не есть чтение. Существует также благочестивый обычай, о котором я узнал еще в советское время: хотя бы раз в год православный христианин отлагает все дела, кроме самых необходимых, и читает исключительно Евангелие… Происходит своеобразное погружение в евангельскую историю.

О чем бы Вам хотелось прочесть в следующих номерах?

Думаю, это дело вкуса. Лично у меня есть определенная склонность к историческим материалам, я люблю мемуары. Думаю, такие материалы окажутся очень кстати. Еще, на мой взгляд, в журнале должно быть больше личных историй — рассказов о приходе ко Христу, в Церковь. 

Алексей Светозарсеий —  фото с сайта www.history-mda.ru

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (Оцените эту статью первым!)
Загрузка...

Комментарии

  • Оставьте первый комментарий

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.