Вопрос читателя:

Здравствуйте? Поздний брак (37 и 39 лет), выбор долгожданного супруга в сети. Оба страшились одинокого будущего, поженились через полгода неблизкого знакомства. Понимала, что моё женское время на исходе, очень хотела брака с целью послужить и пригодиться кому-то… Но желание детей было ещё сильнее. Чудом родился сын. Беременность протекала легко и волшебно, но в самом конце — проблемы, осложнения для здоровья, в силу которых, вероятно, две следующие беременности замершие, что повлекло ещё большие проблемы в психосоматическом состоянии. Авторитетный в городе священник порекомендовал смириться и не искать причин этих потерь. Мне 43. Глупо, конечно, несмиренно надеяться на чудо рождения, но… утраты лишили радости, покоя, успокоенности от исполнения единственной мольбы о муже и сыне. Особо мучает зависть к многодетности церковных приятельниц (говорю со стыдом). Сама, потеряв работу врача в краевой больнице (оптимизация) после декрета вынуждена была вернуться к служению певчей. Лечиться очень трудно в материальном и моральном смыслах: какие многодневные посты, какое воздержание, какие естественные дети в 43?! Нужно ли заглушить в себе желание иметь ещё детей? Или можно побороться за снисхождение Божией воли, «не хватая за подол»?! Понимаю, что у меня перекос в сторону детской темы, а не мужа (тоже хотел бы ещё родить). Придумала себе такую службу Родине: демографию поддерживать, рожать во славу Божию, людям на утешение. Думала, каждый год по дитю. Господь решил по-другому. Да и муж сгоряча предложил воздержание до конца жизни… А по телевизору батюшки говорят, что семья с 1 ребёнком — несчастная. Да, конечно, одна радость: конкурировать не надо и наследство не делить… Простите, убогую! И благословите! Спасибо, низкий поклон!

Екатерина

Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:

Андрей ЕФАНОВ

протоиерей

Дорогая Екатерина, я совершенно не понимаю, к чему это самоуничижение — «Простите, убогую!» Почему «убогую-то»?! Вы просили у Господа брака и ребенка — и Господь дал Вам мужа, а мужу — Вас, и вам обоим Он дал дитя. Да, одного, но если множество семей, в которых один ребенок — и ничего. У праведников Иоакима и Анны была одна только дочка — Пресвятая Богородица, у праведных Захарии и Елизаветы — один сыночек, Иоанн Предтеча. И что — это несчастные семьи? У кого достанет дерзновения назвать этих величайших праведников несчастными? А как быть, если в паре вообще нет детей — что теперь, лечь и умереть, что ли? Люди живут, любят друг друга, помогают тем, кому могут вокруг… Это что, пустая жизнь, что ли? А если кто-то остался вдовым, а ребенка успели одного родить — что теперь, жизнь потеряна? А человек, например, хочет верность покойному супругу хранить. Вот и получается семья с одним ребенком, еще и с одним родителем — и? У Вас достанет дерзости назвать такую семью неполноценной? А где критерий этой полноценности, неужели он в количестве? Может быть, вспомним, что мы христиане и основа нашей религии и жизни, то, что Господь нам завещал — это любовь. Любовь ко всем — к Богу, себе, другим людям… К этому нужно стремиться и это и есть критерий полноты жизни — и ничего больше! Только любовь!

Можно народить 5, 6, 7 детей и злиться на всех и вся, а можно иметь одного ребенка, но любить его, любить себя, мужа, возрастать в любви к этим и другим людям, к Богу, и лучиться таким светом, что и Вам будет тепло, и окружающие тоже будут это тепло чувствовать.

Вместо этого Вы уходите в какое-то самобичевание — убогая, программу не выполнила… Срочно, срочно меняйте вектор своих мыслей! А то так и будете унывать и тосковать всю жизнь, вместо того чтобы радоваться тому счастью, которое есть у Вас.

Еще я не очень понял тезис «рожать людям на утешение». На какое утешение и каким конкретно людям? Вот Вы с мужем зачали ребенка, он родился — кому он служит утешением? Это просто еще один человек, которого Господь благословил прийти в мир, родиться в Вашей семье. Вам доверено человека выкормить, вырастить, воспитать как следует, помочь сориентироваться в жизни — и отпустить. И в первую очередь человек должен научиться строить правильные отношения с Богом, собой и людьми. Безусловно, если вырастет настоящий христианин, он естественным образом для многих людей может стать молитвенником, тем, с кем тепло и хорошо. Но все же смысл рождения ребенка — в самом этом ребенке. Не надо, пожалуйста, из этого делать какое-то особое служение другим людям, потому что родить ребенка — это совершенно обычная часть жизни человечества. А хотите утешать — лучше сама, когда силы прибавятся, по силам утешайте других и помогайте им тем, что им действительно нужно.

Священник Вам все правильно порекомендовал: нужно принять ситуацию такой, какова она есть. Вы можете молиться о даровании Вам еще детей, но добавляйте к просьбе всегда — «но да будет воля Твоя, Господи, потому что Ты лучше знаешь, что нужно, что возможно и по силам». Молитесь, желайте стать матерью еще раз — но ни в коем случае не делайте из этого культ, потому что такой «культ» может Вас очень серьезно отвлечь от той жизни и тех людей, которые у Вас уже есть — мужа, ребенка, который уже родился, понимаете?

И Ваши важные задачи сейчас — решить проблемы со здоровьем, по возможности, иметь нормальную духовную жизнь и добрые отношения в семье. Радуйтесь мужу, узнавайте с ним друг друга, никакого воздержания, мне кажется, не нужно, потому что физическая близость — это важная часть отношений мужа и жены, зачем себя ее лишать? Радуйтесь ребенку, который есть, воспитывайте, растите — дел у Вас полно!
С работой очень сочувствую, но Вы подумайте, может быть, или как-то расти в плане Вашего певческого мастерства, или попробовать развивать врачебную линию? Хорошие медики очень нужны всегда! У Вас есть база, образование опыт — подумайте, не стоит ли развернуться в эту сторону?

Господь Вас да благословит и Вам да поможет!

Задать вопрос священнику
Вы хотите задать вопрос священнику? Для начала рекомендуем проверить, нет ли уже опубликованного ответа на аналогичный вопрос.
Задать вопрос
4
3
Сохранить
Поделиться: