4 истории о гневе

От кого зависит, какое слово будет последним, почему митрополит Антоний Сурожский угрожал, а Иоанн Кронштадтский подставил другую щеку, и простой «способ» терпеть обиды в Удивительных историях на «Фоме».

 

Последнее слово

Известный британский дирижер Бенджамин Цандер рассказывал: «Это правда очень важно, что и кому мы говорим. Наши слова намного важнее, чем мы думаем. Я понял это, поговорив с одной женщиной, которая выжила в Аушвице.

Она попала в лагерь, когда ей было 15 лет. Ее брату было 8, родителей они потеряли. И она рассказала мне: “Мы ехали в поезде в Аушвиц, я посмотрела вниз и увидела, что мой брат потерял башмаки. И я сорвалась на него: “Почему ты такой болван, не можешь за своими вещами уследить!” Ну, так, как старшая сестра может выговорить младшему брату. К несчастью, это было последнее, что она сказала ему в этой жизни. Потому что больше она никогда не видела его. Он не выжил.

И когда она выбралась из лагеря, она дала клятву: “Я вышла из Аушвица живой, и я клянусь, что никогда не скажу того, что не могло бы остаться как мое последнее слово”.

Сможем ли мы сделать так же? Нет! Но у нас существует возможность хотя бы двигаться в этом направлении».

 

Терпеливый брат

Преподобный авва Дорофей рассказывал: «В нашем монастыре был один брат, которого я никогда не видал смутившимся или скорбящим, или разгневанным на кого-либо, тогда как я замечал, что многие из братии часто досаждали ему и оскорбляли его. А этот юноша так переносил оскорбления от каждого из них, как будто никто вовсе не смущал его. Я же всегда удивлялся чрезвычайному незлобию его и желал узнать, как он приобрел такую добродетель. Однажды отвел я его в сторону и, поклонившись ему, просил его сказать мне, какой помысл он всегда имеет в сердце своем, что, подвергаясь оскорблениям или перенося от кого-либо обиду, он показывает такое долготерпение. Он отвечал мне презрительно без всякого смущения: «Мне ли обращать внимание на их недостатки или принимать от них обиды, как от людей? Это — лающие псы».

Услышав такое, я преклонил голову и сказал себе: нашел путь брат сей. И, перекрестясь, удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его».

 

Решительный отпор

Дело было в середине восьмидесятых. Один опустившийся бродяга решил ограбить православный храм. Он знал, что поздним вечером там не бывает никого, кроме старенького настоятеля. Дождавшись, пока церковь покинут последние прихожане, бродяга постучал в двери. Когда настоятель открыл, грабитель потребовал отдать деньги и все ценное, что находилось в храме. Но в ответ услышал нечто совершенно неожиданное: «Приготовься, сейчас я тебя буду бить. Предупреждаю тебя заранее, несмотря на то, что человек я пожилой, побить я могу очень сильно, а поскольку я хирург, то и покалечить могу. Я тебя предупредил? Теперь давай будем драться». Бомж оторопел от такого «приема», стушевался и ушел ни с чем.

Происходило все это в Лондоне, а настоятелем Успенской церкви был митрополит Сурожский Антоний. Владыка очень весело об этом потом рассказывал: «А что делать? Я же не дам храм грабить, охраны у нас нет, надо в одиночку защищать храм. Защитим!» Во время описываемых событий ему было уже за семьдесят.

 

Ответ на удар

Фото Marquette La

В те годы, когда святой Иоанн Кронштадтский был уже всенародно известен и в Андреевский собор к нему на Литургию ежедневно съезжались тысячи людей со всей России, произошел один вопиющий случай. Во время службы на амвон поднялся некий студент и… прикурил от лампады на иконостасе. Отец Иоанн в это время уже вышел с чашей для причащения. Он в недоумении посмотрел на молодого человека и спросил: «Что же ты делаешь?» В ответ молодой человек подошел к отцу Иоанну и резко, наотмашь ударил его по лицу рукой. От удара святой сильно качнулся, и евхаристические Дары расплескались из чаши на пол. Иоанн Кронштадтский перекрестился, подставил ему другую щеку и сказал: «Ударь еще раз». Но народ уже схватил студента и вывел его из храма. Плиты, на которые расплескались Святые Дары, были вынуты из пола, и утоплены в море.
Благодарим издательство «Никея» за помощь в подготовке рубрики.

 

Читайте также:

3 истории о мудрой хитрости

3 истории о стойкости

3 истории о неземной логике

На заставке фрагмент фото Sky Noir

 

Редакция
рубрика: Авторы » Р »

УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (20 votes, average: 4,85 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Владимир (другой)
    Февраль 24, 2017 15:26

    Смысл второй истории, как вы ее изложили, неясен.

    Авва Дорофей, вспоминая слова «это — лающие псы», сказанные тем «терпеливым братом», хвалил его терпение или обличал его гордость? В одной духовной книге эта фраза предается как «это псы, а не люди», а смысл истории как обличение гордости, которая больший грех, чем гнев. Верно ли там?

  • Анна
    Март 5, 2017 20:54

    Да, в этом изложении смысл второй истории не вполне ясен. Хотя, конечно же, очевидно, что такое «незлобие» совсем не является добродетелью, потому что основано на гордыне, и похвалить такое авва Дорофей никак не мог. В конце истории говорится «перекрестясь, я удалился от него, моля Бога, чтобы Он покрыл меня и его» — то есть авва Дорофей ужаснулся и молился за несчастную погибающую душу того юноши. Ведь такая гордыня — грех сатаны…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.