3 марта - всемирный день писателяСтранный, на первый взгляд праздник, узко-специальный, не привлекающий широкого внимания. Его и праздником-то назвать трудно, казалось бы. Но в каком-то смысле это — не просто корпоративная дата в числе прочих. Потому что Международный ПЕН-клуб, учреждая в 1986 году День писателя, вкладывал в него нравственное содержение: напоминал о том, что писатель несет перед обществом ответственность за свой труд — за то, к каким ценностям призывает. Оно и понятно: едва ли, говоря о миссии писателя в современном мире, разговор о ценностях можно обойти. Поэтому в этот день нам бы хотелось вспомнить два интервью, в разные годы опубликованные в нашем журнале. Эти статьи о том, чем сегодня является русская литература и, главное, чем она может стать... С «Фомой» беседовал писатель Алексей ВАРЛАМОВ, лауреат премии Александра Солженицина.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ НАКОПЛЕНИЕ ОПЫТА
Что происходит с отечественной литературой, может ли светская литература быть христианской и зачем вообще литература современному человеку, — эти вопросы мы задаем писателю Алексею ВАРЛАМОВУ.
«...Конечно, и в девятнадцатом веке, и сейчас литература призвана чему-то противостоять. Литература отстаивала правду, защищала человека, человеческое достоинство. Но враг, который принимает разные обличья, оказался сильнее. Литература, которая тогда была "наше все", не смогла противостоять злу. И возможно, именно потому, что стеснялась прямо заявить о себе как о литературе христианской, православной, отстаивающей евангельские ценности открыто и недвусмысленно. И случилось то, что случилось...» Далее...

МЫСЛЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКИМИ СУДЬБАМИ
Алексей ВАРЛАМОВ – о русской литературе и русских писателях
«...Есть опасность принять горделивую позу: ну и пусть они нас не читают, они до нас не доросли, их уровень – Маринина с Донцовой. Так можно вообще остаться без читателей. Конечно же, писатель должен искать какие-то художественные ходы, приемы, использовать те или иные жанры, чтобы достучаться до современников. На мой взгляд, у нас должно появиться некое соединение серьезной прозы и массовой литературы. Должен появиться такой автор, который заставит себя читать. На Западе, кстати сказать, такие писатели были. Маркес, Фаулз, еще раньше Хемингуэй – это как раз те люди, которым удалось совместить настоящую литературу и коммерческий успех. У нас – не получается. Может, в силу пресловутого менталитета. А может, пока мы к этому не готовы. Но думаю, какой-то прорыв в русской литературе произойдет...»
Далее...

Редактор раздела «Культура» журнала «Фома» Виталий КАПЛАН однажды в частной беседе сказал, что Алексей Варламов оказался бы идеальным редактором православного толстого литературного журнала, если бы такой сегодня существовал. А вот статья самого Виталия Каплана о том, должен ли писатель быть проповедником.

 ОТРАЖАЮЩАЯ СПОСОБНОСТЬ
или Должен ли писатель быть проповедником
«...Я не могу и сказать, что никаких элементов христианского служения в моей литературной деятельности нет. В той мере, в какой я действительно христианин, — в такой же я и проповедник. Причем это можно сказать о любом христианине, и неважно, занимается он творчеством или нет. Сама жизнь всерьез верующего человека становится проповедью, свидетельством о Христе. Пишет ли он программы, лечит ли людей, выращивает ли свеклу, торгует ли сковородками — вся его деятельность вбирает и отражает свет его веры. Конечно, у каждого из нас эта отражающая способность своя. У святых — близка к ста процентам, но гораздо чаще она близка к нулю. Близка — а все же не равна. Я прекрасно понимаю, что я плохой христианин, но, однако же, какая-то вера во мне есть — и потому отражается в моих книгах. Отражается независимо от моего желания, и я об этом знаю...» Далее...
0
0
Сохранить
Поделиться: