15 фактов о Фридрихе Энгельсе

28 ноября исполняется 195 лет со дня рождения Фридриха Энгельса – немецкого философа, одного из двух родоначальников марксизма, ближайшего друга, единомышленника и соавтора Карла Маркса. Еще относительно недавно, меньше 30 лет назад, портреты и изображения Энгельса попадались в нашей стране буквально на каждом шагу, а сам он был один из трех главных идолов, составлявших коммунистический пантеон главных вождей наряду с Марксом и Лениным. К юбилею мы подготовили 15 интересных фактов об этом незаурядном человеке, сыгравшем в мировой истории поистине выдающуюся и в то же время очень трагическую роль.

Факт первый

pushaevЭнгельс родился в семье преуспевающего текстильного фабриканта. Кроме него, в семье было 8 братьев и сестер. До 14 лет Фридрих учился в гимназии, но не закончил ее. По настоянию отца, он уходит из гимназии и начинает работать продавцом в принадлежащей отцу торговой фирме, а потом учится на торгового работника. В дальнейшем с 1850 года он работает в торговой фирме отца «Эрмен & Энгельс», а позже, получив в ней в наследство долю отца, продает ее совладельцу. То есть, человек, положивший очень много своих незаурядных сил для уничтожения капитализма, сам был весьма успешным, как бы сейчас сказали, капиталистическим менеджером или «хозяйствующим субъектом».

Факт второй

Отец Фридриха Энгельса был ревностным приверженцем пиетизма (религиозное течение внутри лютеранства). В школьной характеристике будущего основателя атеистического марксизма отмечалось, что гимназист Энгельс выделяется «религиозностью, чистотой сердца, благонравием и другими привлекательными свойствами». В 16 лет он пишет стихи:

Спустись, о Божий сын, Христос,

Я жду тебя в юдоли слёз,

О, унеси все беды!

Между 18 и 20 годами Фридрих проходит путь от верующего и много читающего юноши, сначала стремящегося истолковать догматы религии на рационалистический лад («божественным можно считать лишь то учение, которое может выдержать критику разума»), а потом сторонника «религии сердца»[i] до убежденного атеиста и рационалиста, верящего лишь в силу науки и разума. С тех пор религия для Энгельса, особенно христианство – один из главных врагов для достижения человечеством счастья, как он его понимал.

Факт третий

Материал по теме


Фото https://www.flickr.com/photos/nichodesign/13895961246/in/photolist-naWr9J-naWqDw-ncZaTn-naWqsj-naWpTc-naWpQr-ncZazB-naWqg1-naWqaQ-nd26tN-naWpKh-naWpY7-naWpRd-nd26b3-ncZ9ZZ-naWp8V-ncYRHX-naWpum-naWp8L-ncYRA2-ncYRwz-naWphC-ncZ9s6-ncZ9m4-nd25kq-naWojk-ncZ99k-naWodD-ncYQYk-ncYQS8-ncZ8St-ncYQMt-nd24PW-naWnUn-naWnRg-naWnNv-naWnKz-nd24zh-nd24sJ-naWo3U-ncZ8gP-ncZ86D-ncZ82a-naWnsS-ncYPWR-naWngu-ncYPPX-ncYPJg-nd23GA-naWmZ7

Были ли первые христиане коммунистами?

Русский коммунизм – это великая трагедия нашего народа, где великие подвиги и добрые намерения слились с изначальной метафизической ошибкой и последующей ложью и грандиозными преступлениями.

Тем не менее, иногда он даже отзывался с некоторой симпатией об отдельных сторонах христианства. Вот что он, например, писал в своей поздней работе «К истории первоначального христианства»:

«В истории первоначального христианства имеются достойные внимания точки соприкосновения с современным рабочим движением. Как и последнее, христианство возникло как движение угнетенных: оно выступало сначала как религия рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов. И христианство, и рабочий социализм проповедуют грядущее избавление от рабства и нищеты; христианство ищет этого избавления в посмертной потусторонней жизни на небе, социализм же — в этом мире, в переустройстве общества. И христианство и рабочий социализм подвергались преследованиям и гонениям… И вопреки всем преследованиям, а часто даже непосредственно благодаря им, христианство и социализм победоносно, неудержимо прокладывали себе путь вперед».  

Факт четвертый

Прежде чем стать коммунистами и материалистами, Маркс и Энгельс были революционными демократами и приверженцами идеализма в духе Гегеля. Они принадлежали сначала к движению младогегельянцев, т.е. сторонников истолкования идеалистической философии Гегеля в левом, революционном духе. Уже потом они приходят к убеждению, что именно союз философии и пролетариата, теоретической мысли и практического действия в лице рабочего класса – вот что составляет суть коммунизма как движения и что определит будущее мира. Как писал Энгельс в своей ранней статье «Быстрые успехи коммунизма в Германии», «если с нами философы, чтобы мыслить, и рабочие, чтобы бороться за наше дело, – то какая сила на земле сможет противостоять нашим успехам?»

Факт пятый

Как бы не относится к марксизму, невозможно не признать, что дружба между Марксом и Энгельсом представляет собой пример редкого бескорыстия и взаимопонимания, и по-человечески выглядит весьма привлекательной. Сам Энгельс всегда признавал приоритет своего друга в научных и политических делах и всегда соглашался на роль заведомо второго в их дуэте. Он постоянно помогал Марксу материально, однажды написал за него цикл статей «Революция и контрреволюция в Германии», которые Маркс опубликовал под своим именем и получил гонорар.

Когда у Маркса внезапно забеременела служанка, Энгельс заявил, что это его ребёнок. Уже незадолго до своей смерти он признался, что это был ребёнок Маркса, а Энгельс прикрыл старого друга от гнева жены. Ребёнка, впрочем, сдали в приют и постарались о нем забыть.

Факт шестой

Интересно, впрочем, что при первой встрече в ноябре 1842 года Маркс и Энгельс не понравились друг другу и расстались весьма прохладно. Маркс посчитал Энгельса одним из младогегельянцев, с которыми он уже тогда ожесточенно спорил. Лишь при второй их встрече через два года в Париже они нашли друг в друге друзей и единомышленников и заключили творческий союз.

Факт седьмой

Именно Энгельс заканчивал дорабатывать знаменитый «Капитал». Маркс успел выпустить лишь первый том. Второй и третий тома после смерти Маркса компилирует Энгельс из его черновых набросков. А последний, четвертый том выпускает ученик Маркса и Энгельса, знаменитый марксист и ренегат (в определении Ленина) Карл Каутский.

Факт восьмой

20-летний Энгельс проходил годичную военную службу в Берлине. Впрочем, в течение этого времени он, не ограничиваясь изучением артиллерийского дела, посещал и лекции в Берлинском университете. В 1849 году, когда в Германии идет гражданская война, он вступает в революционную армию Бадена и Пфальца (земли Германии) и принимает участие в сражениях против Пруссии. Очевидцы отмечают мужество и смелость Энгельса в боях. Опыт военной службы помог Энгельсу в дружеской паре с Марксом стать экспертом по военным вопросам. Он пишет статьи «Армия» и «Флот» для «Новой американской энциклопедии», другие работы по военным вопросам. Благодаря этому в семействе Маркс он получает дружеское прозвище «Генерал».

Факт девятый

Энгельс поддерживал активные связи с русскими революционерами (П. Лавров, Г. Лопатин, С. Степняк-Кравчинский и т.д.), вел систематическую переписку с Г. Плехановым и В. Засулич. Среди множества иностранных языков он изучал в том числе русский язык. Любил в разговорах с русскими эмигрантами цитировать отдельные строфы «Евгения Онегина» (эту поэму Пушкина цитировал и Маркс в своих работах).

Факт десятый

Фридрих Энгельс бывал часто в гостях у семьи Карла Маркса и однажды он заполнил следующую анкету в дневнике Женни Маркс, дочери Карла Маркса:

Вопрос Ответ
Ваша любимая добродетель?

 

Весёлый характер.
Какие качества Вам нравятся в мужчинах? То, что они сами заботятся о своих делах.

 

Какие качества Вам нравятся в женщинах? То, что они не разбрасывают вещи.

 

Ваше главное качество? Всё полузнать.

 

Как Вы представляете счастье? Шато Марго 1848 года разлива.

 

Как Вы представляете несчастье? Это когда нужно идти к зубному врачу.

 

Порок, который Вы легко прощаете? Неумеренность всех видов.

 

Порок, который Вы ненавидите? Лицемерие.

 

К кому Вы испытываете антипатию? К жеманным, надменным дамам.

 

Человек, который Вам нравится меньше всего? Сперджен.

 

Ваше любимое занятие? Дразниться и быть дразнимым.

 

Ваш любимый герой? Нет такого.

 

Ваша любимая героиня? Их слишком много, чтобы всех перечислить.

 

Ваш любимый поэт? Рейнеке-Лис, Шекспир, Ариосто и т. д.
Ваш любимый писатель?  

Гете, Лессинг, доктор Самельсон.

Ваши любимые цветы?  

Синие колокольчики.

Ваш любимый цвет?  

Все цвета, кроме анилиновых красителей.

Ваше любимое холодное блюдо?  

Салат.

Ваше любимое горячее блюдо?  

Ирландское рагу.

Ваш любимый основной принцип?  

Такового не иметь.

Ваш любимый девиз?  

Относиться ко всему легко

 

Факт одиннадцатый

В 1843 году Энгельс знакомится с родными сестрами-ирландками Мэри и Лиззи Бернс, работницами на его английской фабрике. Мэри вскоре становится его сожительницей, а в 1863 году за несколько часов до ее смерти Энгельс заключает с ней официальный брак. После ее смерти он живет с ее сестрой Лиззи, но и с ней он заключает брак лишь за несколько часов до ее смерти в 1878 году. Детей в обоих случаях не было.

Вообще к институту брака Энгельс как и многие коммунисты относился отрицательно. Неслучайно в своем трактате «О происхождении семьи, частной собственности и государства» он утверждает, что единобрачие является лишь одной из преходящих исторических форм семьи, а первоначально в человеческом обществе господствовали беспорядочные половые связи, что лично у Энгельса, похоже, не вызывало никакого отторжения.

Также и воспитание детей в семье с победой коммунистов планировали заменить лишь общественным воспитанием, о чем Маркс и Энгельс открыто писали в «Манифесте коммунистической партии».

Факт двенадцатый

В статье 1844 года «Описание возникших в новейшее время и еще существующих коммунистических колоний» Энгельс ставит своей задачей ответить на возражения тех, кто считает, что «коммунизм – прекрасная вещь, но его невозможно осуществить в действительности». Возражения против коммунизма, говорит Энгельс, сводятся к двум основным. «Во-первых, говорят, что не найдется охотников заниматься низкими и неприятными физическими работами; во-вторых, при наличности равного права на общую собственность, общинники станут спорить из-за нее, и благодаря этому коммуна также распадется».

Энгельс на это возражает: «Не трудно ответить на первое возражение: эти работы, раз они носят общественный характер, перестают быть низкими; кроме того, от них можно будет почти совсем избавиться, улучшив приспособления, машины и т.п.» И в подтверждение этого второго аргумента он ссылается на факты, взятые из реально существующей практики. «Так, например, в Нью-Йорке, в одной богатой гостинице, башмаки чистятся силой пара, а в коммунистической колонии Гармони в Англии… устроенные по-английски удобно отхожие места не только очищаются сами собой, но и снабжены трубами, отводящими нечистоты прямо в большую навозную яму».

Что касается второго возражения, что равное право на общую собственность вызовет споры и приведет к распаду коммуны, то, отвечает Энгельс, «заметим, что до настоящего времени все коммунистические колонии за 10 – 15 лет так страшно разбогатели, что они не в силах потребить всего, что имеют, и, значит, у них не может быть поводов для споров» (43, III, 253).

Энгельс оптимистично оценивает перспективы существовавших тогда колоний, основанных сторонниками разного рода утопических и религиозно-сектантских течений. Между тем все эти колонии очень быстро распались сразу после написания данной статьи Энгельса.

Факт тринадцатый

Умер Энгельс 5 августа 1895 года в любимом Лондоне от рака пищевода. По его завещанию его тело кремировали, а урну с прахом опустили в море.

Факт четырнадцатый

Согласно классификатору адресов России (КЛАДР) в России имя Энгельса в 2013 году носило 455 улиц, проспектов и площадей.

Факт пятнадцатый

В двухсерийном фильме «Год как жизнь» (1965 г.) о жизни Маркса и Энгельса в 1848–1849 годах роль молодого Энгельса исполняет Андрей Миронов, а Маркса играет Игорь Кваша. Кроме того, в фильме играют Василий Ливанов, Никита Михалков, Зиновий Гердт, Клара Лучко и др. Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович.

— часть первая

– часть вторая

[i] Например, он пишет в 18 лет: «Религия – дело сердца, и у кого есть сердце, тот может быть благочестивым; но у кого благочестие коренится в рассудке или в разуме, у того его вовсе нет».

На заставке фрагмент фотоflickr.com/jries

pushaev ПУЩАЕВ Юрий
рубрика: Авторы » Топ авторы »
Обозреватель
УжасноПлохоСреднеХорошоОтлично (11 votes, average: 4,91 out of 5)
Загрузка...

Комментарии

  • Мойша
    Ноябрь 28, 2015 20:51

    Ребята, а вы вообще «Капитал» читали? Вот я, извините за тщеславие, профессиональный экономист и супер-материалист в студенчестве, читал и очень внимательно. У меня в экономическом ВУЗе отказались принимать в вузовской библиотеке этот самый «Капитал» из-за огромного наличия моих пометок — свои деньги пришлось заплатить. Так вот первый том «Капитала», не вдаваясь в научные подробности, это действительно научный труд, о котором, все же сам Маркс был достаточно скромного мнения. Остальные тома, к которым имеет отношение Энгельс, это просто такое политиканство, имеющее смысл только по отношению к политической ситуации Франции первой половины 19-го века. А его собственные работы (без отношения к тому, что они в большинстве агрессивны по отношению к христианству) просты примитивны. И в чем же его такой философский вклад?

  • Мойша
    Ноябрь 28, 2015 20:56

    Да, кстати, по поводу анкеты. Карл Маркс, тоже отвечал. Когда его спросили, каков его жизненный принцип, он ответил — «все подвергать сомнению», ну примерно так.

  • Автор
    Ноябрь 28, 2015 22:35

    Мойша, здравствуйте! Спасибо за внимание к моим статьям. Уже не в первый раз Вы оставляете комментарии негативного характера. К тому, что они Вам не нравятся, я отношусь с полным пониманием. Прошу Вас только не уподобляться Принцессе из «Необыкновенного чуда», которая четыре дня скакала за юношей-Медведем, чтобы сказать ему, насколько он ей безразличен 🙂
    Что касается Энгельса, то, на мой взгляд, очень большой интерес представляют его ранние работы до 1848 года, потому что они показывают, как формировался марксизм и какие интуиции были ведущими и главными в этом учении. Особенно интересна не опубликованная при жизни и написанная совместно с Марксом «Немецкая идеология». Также очень интересна на мой взгляд его работа «О происхождении семьи, частной собственности и государства». Отдельная и оч. большая проблема, давно обсуждаемая — позитивизация марксизма Энгельсом после смерти Маркса.
    Но Вы сами должны понимать, что это вряд ли можно сколько-нибудь полноценно обсудить в жанре журнальной статьи.

  • Мойша
    Ноябрь 29, 2015 20:53

    Уважаемый Юрий, Вы не совсем правы. Я к Вам отношусь (ну мы, конечно, не знакомы лично) с большим уважением. Эти может быть несколько провокационные мои комментарии следствие (хотел написать элементарной) нет, глобальной скуки. Вот телевизор я не смотрю — принципиально, за бугор пока не еду, работы мало — кризис, с большинством знакомых не возможно свободно разговаривать — агрессивны, одурачены ТВ. Слаб человек, хочется что-то с кем-то обсудить, а даже ваш журнал филигранно уходит от острых вопросов. Я в-общем понимаю почему, ну возникает иногда желание спровоцировать. Простите.

  • Виктор
    Октябрь 29, 2016 16:39

    О Марксе — непутайте в нём человека, УЧЁНОГО и политика. Об Энгельсе — нравится его оценка роли математике в «Диалектике природы».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.